Когда-то и Андрей Прохоров, креативный директор компании, и многие его коллеги работали в GSC Game World над S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. Но в 2006 году два Андрея, Александр и Алесь (который по паспорту тоже «Александр») собрались и организовали собственную студию. Ну, как, вы уже догадались, почему «4А»? Да - да - да, все просто: основателями стал квартет людей, чьи имена начинались на первую букву алфавита. Хотя в этом был еще один подтекст: все знают игры ААА - класса, а новая команда намекала на то, что станет делать проекты АААА - класса. Амбициозно? Вне всякого сомнения. Реально? На этот вопрос вы уже можете ответить сами, посмотрев на Metro: Last Light, а мы продолжим наш рассказ.

метро 2033

Сотрудников в команду поначалу записалось немного, но постепенно их становилось все больше и больше. Уже к моменту выхода «Метро 2033» их было порядка полусотни, теперь же - около восьмидесяти. Интересно, что почти все пришли из GSC Game World, разве что человек пять не успели поработать над S.T.A.L.K.E.R. и другими проектами известнейшей украинской команды. Молодая 4А Games с самых первых дней своего существования тоже планировала делать игры, причем шутеры с действием в закрытых пространствах. Как говорит Прохоров, большой мир «Сталкера» несколько утомил коллектив, хотелось чего-то новенького. И новенькое не заставило себя ждать: прочтение романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033» убедило студию: вот оно - то, что нужно. Срочно связавшись с писателем, 4А Games договорилась с ним о переносе произведения на экраны мониторов. И все завертелось.

В первые месяцы существования (с февраля 2006 - го) команде приходилось, конечно, трудновато. Парни и девушки работали практически в две смены, выполняя свои обязательства по S.T.A.L.K.E.R., но когда «Тень Чернобыля» была закончена, наконец - то взялись за собственный проект. С деньгами, правда, вышла напряженка: знакомый инвестор помог прожить чуть больше полугода, затем вообще пришлось затянуть пояса. Все висело на волоске, и тут на горизонте появилась THQ. Заинтересовавшись идеей, издатель предложил 4А Games сотрудничество. Отказываться было глупо, и высокие договаривающиеся стороны ударили по рукам. Так «Метро 2033» получила путевку в жизнь.

Март 201 О года стал праздником для команды: на свет родилась ее первая игра. Младенец приятно поразил как почтеннейшую публику, так и рецензентов: средняя оценка 81 на Metacritic не даст мне соврать. Интересно, что сюжет отнюдь не слепо следовал роману, и даже нарисовалась альтернативная концовка, в которой все завершалось хорошо. Второй финал, как говорят сами сотрудники, стал проверкой геймеров на моральные качества. Нашли его не все, лишь порядка 20% (если верить опросам) отправились по запасному пути. Но идея понравилась, и в следующем проекте решили тоже сделать нечто похожее.

А в том, что следующая игра будет, после успешного старта (порядка полутора миллионов проданных копий) сомнений не было. Вопрос стоял только в сценарии: брать за основу «Метро 2034» от того же Глуховского или попытаться сочинить собственный сюжет. Точка зрения сторонников «иначе» победила, и главным героем вновь назначили Антона. Которого отправили найти и убить единственного уцелевшего Темного, загадочное гуманоидное существо, приспособившееся к жизни на поверхности после Третьей мировой. Понятно, что история будет вовсе не такой линейной, как кажется, да и крутой поворот в наличии, но дальше мы молчок. Скажем лишь, что Глуховский все это одобрил и даже принял активное участие в создании сценария.

сталкер

Делая «Метро 2033: Луч надежды» (именно так зовется вторая часть мини - сериала), 4А Games не ограничивала игроков одними прогулками по метро с короткими перестрелками. Здесь полно разнообразных интересных уровней - где - то можно проявить свои навыки тихого убийцы, в других местах наоборот, всласть настреляться из пулемета. Увы, беда подкралась оттуда, откуда никто не ждал: THQ обанкротилась и продала права на ключевые проекты. В число коих попала и Metro: Last Light, ушедшая за небольшую (по словам разработчиков) сумму в руки Deep Silver. Новый издатель вмешиваться в отлаженный процесс не стал, благо допиливать игру не было необходимости, оставалось лишь вывести ее на финишную прямую. Хотя дату релиза по понятным причинам сдвинули на середину мая, но это не было таким уж страшным грехом.

Обидно другое, мультиплеер, о котором мы вам как-то рассказывали, из «Луча надежды» вырезали. Причем не один, а два раза - сначала убрали, потом вернули, а некоторое время назад снова убрали. Жаль, судя по отзывам тестеров, должно было получиться весело и интересно. Сейчас 4А Games и Deep Silver активно обсуждают вопрос подключения многопользовательских баталий к игре, но в каком формате (DLC или вообще отдельного проекта) это случится - тайна за семью печатями. Причина столь непопулярного решения: издатель поторапливал разработчика, опасаясь, что на одиночный и многопользовательский режимы одновременно сил не хватит. Справедливы опасения или нет, мы уже никогда не узнаем. И остается верить, что возможность побегать по коридорам, стреляя в монстров и прочих сталкеров, представится в ближайшем будущем.

А что же дальше? 4А Games еще не решила. Возможно, «Метро» получит третью часть, хотя сами разработчики мечтают отойти от темы постапокалипсиса. И уже не прочь вернуться к той свободе, что мы видели в S.T.A.L.K.E.R.нарисовать огромный открытый мир и запустить в него игрока, сняв накладываемые узкими коридорами ограничения. Первый шаг к этому сделан в Last Light - часть уровней нелинейна, и у вас есть возможность действовать по своему усмотрению. Но что и как с 4А Games случится в ближайшие годы - тема совсем другой беседы. Ясно одно: команда, делающая настолько хорошие шутеры, не пропадет. Вне зависимости от банкротств издателей и прочих мелких неурядиц.