Pro Evolution Soccer

Это не новость, особенно для англичан: в Британии FIFA продается примерно в двадцать раз лучше, чем Pro Evo. Но так исторически сложилось, что в японской культуре к провалам относятся резко негативно, их пытаются отрицать. «Неудача воспринимается как нечто постыдное, чего лучше избегать,объясняет работающий в Токио технический журналист Дэниел Робсон. Признаться в ней можно только под давлением. На работе все боятся провалов, потому что они чреваты потерей лица, а лицо чрезвычайно значимо. Здесь не разделяют западной манеры учиться на своих ошибках».

Pro Evolution Soccer 2014

Такой подход противоположен тому, что мы видим у многих западных стартапов, предпочитающих адаптивность. «Для американского предпринимателя количество неудавшихся стартапов - такая же возможность похвастаться, как для менеджера хедж - фонда - количество вилл»,пишет на Forbes, com австралийский предприниматель Саймон Уокер.

В чём преимущества обучения на своих ошибках, объясняет в своей книге «Через поражения - к победе. Законы Дарвина в жизни и бизнесе?» (Adapt: Why Success Always Starts With Failure) экономист Тим Харфорд. В частности, он упоминает «идущее снизу вверх» решение сложной ситуации с беспорядками во время американской оккупации Ирака. В армии США, как и во многих японских компаниях, жесткая иерархия командования. Такая структура хорошо подходит для повторной реализации успешных стратегий, отмечает Харфорд, и зачастую японские фирмы функционируют именно так - взять хотя бы успешное использование Sony DVD - дисков для повышения продаж PS2, которое позже про - дублировалось с Blu - ray и PS3. Но проблемы Pro Evo проистекают из подхода «сверху вниз»: в игре переработан движок, рассчитанный на PS2, в то время как FIFA полностью переделана и позволяет 360 - градусное движение камеры. Также анимация FIFA опирается на физику. Всё вместе это ставит новую планку ожиданий.

В 2009 году Konami решила отказаться от ограничений разработки и принять реалии рынка. «В рамках годового цикла мы не могли переписать старый движок, признает креативный продюсер Кей Масуда. График был слишком жестким. Мы обдумали трудности перехода с PS2 на PS3 и вспомнили, что скоро появится новое поколение. Нам требовался новый движок».

Для модификации движка Fox Engine от Kojima Productions Konami создала специальную команду, которая должна работать методом проб и ошибок. Движок заточен под упрощение сложных процессов вроде создания объектов и тестирования, а также кроссплат - форменной разработки. «Наш новый движок не потеряет актуальности за пару лет, он рассчитан на платформы нового поколения», говорит старший продюсер Наоя Хацуми.

Pro Evolution Soccer 2014

Иными словами, новый движок Pro Evo готов к неопределенности, он способен подстраиваться под изменения рыночных условий. «Можно делать не только игры для телевизора; движок будет адаптироваться под любую платформу, в том числе под планшеты и мобильные устройства», говорит Масуда.

Он не пропустил широкой дискуссии о том, актуальны ли вообще консоли в эпоху планшетов. «Мы опасаемся, что у меньшего числа потребителей отыщется время взять в руки контроллер и запустить игру на телевизоре. Рынок сузился. Поэтому мы хотим предоставить возможность, например, настроить своих спортсменов или изменить формацию на планшете, так что, запустив игру, вы сразу же сможете включить нужные шаблоны. PES должна меняться вместе со стилем жизни потребителя».

В конце января Konami еще не знала итоговых параметров консолей нового поколения (или стеснялась их разглашать), но Масуда в любом случае готов. «В следующем поколении нужно мыслить оригинально. Важно держать в уме коммуникацию между игроками. Например, как запечатлеть свое лицо телефоном и передать это другому пользователю? Можно через социальные сети, а может, появятся новые способы приглашать друзей - например, в игру 11 на 11. На PS3 это Святой Грааль, но в будущем он может переродиться в нечто более личное. Может, вы получите возможность контролировать в матче (например, в Эль - Класико) ключевого игрока. В реальности такого пережить не удастся».

Pro Evolution Soccer 2014

В ближайшее время команда при помощи Fox Engine переработает Pro Evo под консоли нынешнего поколения, но речь идет далеко не только о графических улучшениях. Задача команды состоит в том, чтобы сбалансировать противостояние между неравными игроками,для этого изменяются правила встреч. В новой игре будут новые физические модели и обновленная система управления, призванные сделать интересными схватки между медленными, но сильными игроками и их менее крупными, но более ловкими соперниками.

Движение игрока оторвется от мяча, так что вы сможете выбить вражеского спортсмена из равновесия еще до того, как тот прилетит. Пока неясно, как будет реализовано управление телом футболиста, но, видимо, оно окажется привязано к правому стику.

"В основе нашего движка лежит Fox Engine, и это особенно важно для визуальной составляющей»,объясняет Масуда. Для начала нам демонстрируют два изображения «Олд Траффорда»: настоящее и CG. Они почти неразличимы - вторую версию выдают разве что мельчайшие фоновые элементы. Вспомните о тестовом изображении с залом заседаний и лошадью, которое твитил Хидео Кодзима,мы говорим примерно о таком качестве.

В новом движке есть инструмент, способный динамически рендерить точные отражения лучей и тени, опираясь на расположение источника света, его угол и мощность. Эти инструменты также выводят числовые значения, тогда как ранее художникам приходилось прикидывать цвета на глаз. На рефлексы влияет даже угол наклона травы и погодные условия. Выглядит это потрясающе, и нас заверили, что система вполне способна запуститься на PS3.

Pro Evolution Soccer 2014

Нам также демонстрируют аналогичные пары изображений с мячами и кроссовками, и они тоже великолепны - шейдеры отлично передают фактуру материала. Настоящий кроссовок кажется менее убедительным, чем версия из игры, потому что его ни разу не надевали. Благодаря линейному текстурированию, воссоздающему настоящий цвет объекта, форма тоже станет очень правдоподобной. Раньше значение цвета было приближенным: его подбирали, глядя на монитор. Теперь же на форме даже видны различия между продольными и поперечными волокнами ткани.

Наконец нам показывают изображение, приведенное на первой странице данной статьи: рендер головы Кея Масуды. В PES 2013 игроки похожи на самих себя, но здесь изображение почти фотореалистично. Это модель с 2 млн полигонами, ужатая до 2 тыс. полигонов, но освещение и рассеивание поверхности создают правдоподобную текстуру кожи. Разработчики утверждают, что движок позволяет создавать подобные модели за пару дней, а не за неделю.

В ходе общения большинство наших вопросов про Kojima Productions не получили прямых ответов, но команда разработчиков Pro Evo встречается с представителями компании и обсуждает разные опции. Они также признают, что не все текстуры из библиотеки Fox Engine так уж правдоподобны, потому что Kojima Productions не стремится воспроизводить реалистичные объекты.

КАКОВА НАША МОТИВАЦИЯ?

Нам показали запись высокоуровневой игры, которая закончилась со счетом 3-3, и график мотивации игроков. Чем сильнее был игрок, тем в меньшей степени влияли на него негативные события вроде пропущенного гола, а их действия в свою очередь влияли на толпу. Задача в том, чтобы ход игры стал более естественным, а ключевые моменты (пенальти, неудачные приемы или жесткие нарушения) вызывали реакцию болельщиков. Опять же, неясно, как это повлияет на параметры игроков, но команда обдумывает падение уровня энергии, ухудшение способности давать долгие пасы или держать строй и так далее. Влияние болельщиков и душевные параметры игроков будут обновляться в соответствии с результатами сезона, хотя пока неясно, будет ли это происходить в реальном времени или через определенные его отрезки.

Pro Evolution Soccer 2014

Новый движок демонстрирует барицентрическую физику, так что у объектов присутствует более реалистичный центр тяжести. Например, умелый бомбардир сумеет направить удар кончиками пальцев правой ноги, даже если после серьезного столкновения его вес переносится влево. То же касается и самих столкновений, а защитники - под вашим управлением - смогут хватать атакующих за футболки или поднимать руки, чтобы обеспечить себе пространство для идеального удара головой. И всё это до прибытия мяча.

Симуляция физики сама по себе меняет принципы игры, но Konami намеревается дополнить эти инновации и другими, менее осязаемыми элементами. На эффективность команды будет влиять то, домашнее перед ними поле или нет (и, соответственно, состав болельщиков). Буйные стадионы вроде «Селтик Парк» или «Карроу Роуд» поддержат боевой дух своей команды и смутят противников. Пока неясно, как это будет реализовано, но идея в том, что под давлением игроки станут делать менее точные передачи и быстрее уставать.

В PES 2013 было около сорока игроков - звезд с индивидуальными способностями вроде манеры Рональдо бегать с прямой спиной и использовать плечи при штрафных. В новой игре планируют добавить значительно больше подобных игроков, а еще она будет собирать статистику использования фирменных приемов.

Кроме того, появится параметр душевной устойчивости игрока, так что спортсмены вроде Кина, Виейры или Джеррарда в меньшей степени подвергнутся влиянию фанатских криков. По всей видимости, этот аспект «Элланд Роуд», будет формализован в виде некоего параметра, а капитан команды получит возможность воодушевлять ближайших игроков.

Задача в том, чтобы воссоздать настоящую футбольную культуру и романтику неожиданных исходов. Сейчас почти все онлайн - игроки в PES 2013, желающие победить, вынуждены использовать «Барселону», «Реал Мадрид» или «Пари Сен - Жермен». Konami надеется, что в будущем эффект толпы (например, проброс между ног на бразильской площадке вызовет бешеное одобрение фанатов) и усиленный акцент на эффективности формации команды добавит в соревновательные матчи больше тонкостей.

«Мы хотим воссоздать не голы, не однократную победу, а чувство работы в команде»,говорит Масуда. Новый движок даже позволяет отобразить настоящие стратегии: хирургические контратаки «Реал Мадрид» или неослабевающее давление сборной Испании - оставляя при этом пространство для тонкой настройки.

Pro Evolution Soccer 2014

Нам показали раннюю версию меню формаций, где каждой зоне можно присвоить свою тактику. Поле разделено на квадраты, и это позволяет настраивать алгоритмы в зависимости от места. Например, можно велеть полузащитникам агрессивно смещаться к центру поля, метя в слабого защитника, а защитникам удвоить строй, если в ближнюю к воротам зону входит звезда. Вы сами решаете, в каком сегменте поля лучше работают ваши игроки.

По крайней мере, такова задумка. Нам показали демо с видом сверху, где по полю тесными формациями перемещаются точки, но пока неясно, как это повлияет на саму игру. Вообще говоря, тактическая система PES 2013 уже достаточно подробна, а на высокой сложности серьезных противников нужно «раскрывать» с использованием точной смены формаций. Есть мнение, что в тактической сложности и состоит ключевое достоинство PES 2013, но здесь же обнаруживается и ее главный недостаток: ясность.

БАРИЦЕНТРИЧЕСКАЯ ФИЗИКА И УПРАВЛЕНИЕ МЯЧОМ

Новый движок позволяет еще дальше развести игрока и мяч - радиус в три раза больше, чем в PES 2013, где для перехвата мяча использовались узкие «зоны конфронтации». Нападающий сможет перенести вес в одну сторону и направить мяч противоположной ногой, выбив защитников из равновесия и расчищая пространство для паса или удара. Равновесие игроков строится вокруг их центра тяжести (он же барицентр). Вы сможете постоянно контролировать смещение веса и направлять мяч точными движениями. Нам показали демо, в котором скелеты игроков двигались более естественно и мягко, чем в FIFA 13. Вы управляете футболистом, а анимация задается физикой, а не наоборот. Трудно сказать, как это изменит ощущение от игры и не останется ли такая модель просто впечатляющими вычислениями «за кулисами», но, кажется, здесь есть пространство для внедрения принципиально новой модели управления. Вспомните, как в Skate правый стик воспроизводил естественные движения, опираясь на динамическую физическую модель, и как это отличалось от нажатия кнопок в Tony Hawk's Pro Skater. Это может стать новой эрой управления в футбольных играх.

КОНТАКТ И ТЕЛЕСНОСТЬ

В прошлых частях, признаёт Konami, это было слабым звеном, но теперь игроки могут бороться за место даже без мяча: за удары головой при угловых, например, или чтобы перехватить инициативу у игрока поменьше. Можно цепляться за одежду (футболки теперь отдельны от тела и способны растягиваться) и толкаться локтями за пространство у боковой. Точное управление работает вместе с физической симуляцией. Ловкие футболисты могут выбивать из равновесия защитников, уводя у них мяч и используя его ускорение себе на пользу. «Раньше финты были скорее эстетическим элементом, признаёт Масуда, но теперь они стали важной частью тактики».

PES 2014

ЭМУЛЯТОР КОМАНДЫ

Для успеха всё так же важно пользоваться формациями, но теперь ключевым игрокам можно задавать «зоны», так что в самых важных частях поля они будут придерживаться определенной тактики. Например, можно настроить форвардов на захват мяча, с тем чтобы они переключались на проверку слабых зон перед лицом глубокой защиты. Теоретически за пару минут вы должны распознавать модель игры своей любимой команды. Акцент на защите и физическом состоянии позволит более слабым командам оставаться эффективными. Например, «Селтик» может побить «Барселону» в Лиге Чемпионов, если будет держать глубокую защиту и получит поддержку болельщиков.

МЕНЯЯ ХОД РАБОТЫ

«Fox Engine повышает эффективность, позволяя куда проще заменять тестовые объекты, объясняет Масуда. Задумка в том, что в будущем все - от программиста до художника - смогут участвовать в работе над всеми аспектами игры». Konami надеется, что упрощение работы с объектами позволит продлить этап тестирования.

Влияние Fox Engine на размер команды менее очевидно, но рынок консолей стал шире, а потому издатели не могут позволить оному размеру увеличиться при переходе на новое поколение столь же радикально, как при смене PS2 на PS3. «Команды, работавшие под PS3, были в десять раз больше, чем те, что занимались PS2», признает Масуда. Он сомневается в том, что этот скачок повторится.

«В идеале на новом движке игру можно сделать силами меньшего числа людей, но всё не сводится к простым числам. Новая технология влияет на отношения со сторонними партнерами, поскольку движок требует дополнительной поддержки».

Работа с меню формаций в PES 2013 превращается для новичков в плаванье по путаному и непонятному морю точек. Даже в режиме обучения, призванном объяснить самые хитрые приемы (которые зачастую требуют идеального чувства времени, прямо как в Street Fighter), непросто разобраться, поскольку задачи неясны. Спросите у того, кто пытался исполнить закрученный «удар костяшками пальцев ноги»: он становится почти чудом даже на тренировке, не говоря уж о настоящем матче. Хитрые приемы не обязаны быть простыми, но должны оставаться понятными, особенно когда пытаешься переманить аудиторию, привыкшую к FIFA.

PES 2014

Поэтому в следующей Pro Evo Konami надеется упростить систему управления, не лишая игроков при этом возможности мастерски ее освоить и не уменьшая числа возможных исходов. Центром тяжести спортсмена можно управлять и без мяча. «Вместо использования шаблонных приемов и анимаций вы получите возможность управлять самим мячом, исполняя телом движения вроде степовера», говорит глава команды Джон Мёрфи. Суть в том, чтобы игрок лучше разобрался в том, как работают эти приемы на самом деле, а не заучивал сложные сочетания кнопок. Логичным образом вы сможете в полной мере проводить обработку мяча, опираясь на физику, и делать пасы по вкусу.

«Традиционно треугольник отвечал за проникающую передачу, говорит Масуда, но мы хотим сделать приемы интуитивно более понятными, чтобы их могли освоить даже те, кто не любит футбольные игры».

PES 2014

Внедрить существующую систему управления, не умаляя потенциала нового движка, непростая задача, но Масуда полагает, что «нынешние игроки легко к этому привыкнут. Мы сохраним хорошее, но добавим дополнительные элементы управления, дающие возможность точнее контролировать происходящее». Мы знаем также, что для облегчения перехода Konami экспериментирует с «поддержкой» управления.

Судя ПО всему - хотя не забывайте о превратностях перевода и о том, что мы имеем дело с очень ранней стадией разработки,акцент на физике и новых способах управления может преобразить футбольные игры. Возможно, новая PES возвестит перемены, как сделала это в свое время Skate от ЕА, обратившая цифровую вселенную, во многом выросшую из Tony Hawk's Pro Skater и ей подобных, в динамический мир, где на первом месте оказались симуляция и воображение. В данном случае это означает, что речь пойдет об игре, в которой мяч полностью независим от игрока.

Теоретически, использование Fox Engine явно дает Pro Evo технологическое преимущество - по крайней мере, до тех пор, пока ЕА не огласит свои планы на новое поколение. Но за два дня презентаций и расспросов у нас сложилось впечатление, что Konami то ли не уверена в своей способности полностью использовать потенциал движка, то ли боится отвратить старых поклонников нововведениями - но в любом случае чрезвычайно осторожна. Долгие годы Pro Evo брела вслед за FIFA, и вот теперь команда ее разработчиков стоит на перепутье между безопасностью консервативности и возможностью привнести инновации - опасные, но потенциально способные перевернуть ситуацию. Это напряжение прорывалось в ответах на многие наши вопросы. Изменится ли из-за присутствия физической симуляции управление игры? Представитель Konami говорит, что они «не хотят отчуждения хардкорных фанатов». Кажется, есть опасность оказаться заложниками небольшого, страстного и очень требовательного сообщества, в то время как Pro Evo жизненно необходимо искать новых поклонников.

Да, Konami входит в новое поколение с лучшей технологией, но культурная проблема никуда не девается. Студия стоит перед лицом чего-то замечательного, но неясно, готова ли она пересмотреть свои взгляды на разработку и пойти на этот шаг. Наш собеседник с этой оценкой согласен, и всё же обновленная команда разработчиков Pro Evolution Soccer не может избавиться от оптимизма.

PES 2014

«Мы устали, смеется Масуда. Всё это очень интересно, но проблемы есть. И всё же мне нравится... Да, сейчас отличное время».

Но напряжение не спадает. Предприимчивый дух новой команды и нового движка не слишком - то хорошо сочетается с ровными рядами рабочих мест и корпоративным протоколом Konami.

На то, чтобы сделать снимок стойки администратора, нам приходится брать специальное разрешение, а «фургончик Konami»- пяти - сантиметровую модельку мобильного ларька, с которого началась история компании,нам сфотографировать не позволили. Идея сделать снимок офиса (с нашей точки зрения - абсолютно одинакового при любом угле обзора) вызвала длительное обсуждение. Позже для того, чтобы обойти десятиметровую преграду на тротуаре, нам потребуется позвать на помощь аж семерых рабочих.

И всё же команда крепко придерживается своих убеждений, и мы видим, что состоявшихся членов студии теперь дополняют молодые носители «духа протеста». Любопытно, что в глаза бросается отсутствие лица сериала Pro Evo в эпоху PS2, Синго «Seabass» Такацуки.

PES 2014

Знак ли это нового времени? «Мы столько всего хотим сделать, и в прошлом нам тяжело было признать, что это невозможно, говорит менеджер Тору Като. Тем не менее, новый движок означает новые задачи, а это придало команде мотивацию. У нас есть соперник, но мы пытаемся оставаться... ну, не семьей, но одним целым».

Нам показывают схематичное физическое демо и анимацию. Игрок поменьше пытается пробраться мимо громилы, но тот выставляет ногу, и нападающий теряет равновесие. В старых PES исход такой ситуации был бинарным: нападающий либо упал бы, либо продолжил бы движение, оставаясь рабом двух шаблонов анимации. На новом движке результат куда менее предсказуем - важны равновесие, навыки, скорость игрока, а также сила столкновения.

Мы смотрим на то, как нападающий шатается, касается рукой травы и, почти уже упав, вдруг находит равновесие и делает рывок в сторону мяча. ЕА и Konami готовятся к новому поколению устройств и, соответственно, к новому поколению футбольных игр; команда Pro. Evo же наверняка надеется на то, что показанная нам сцена окажется символической. Возможно, в будущем мы вновь увидим столкновение неравных соперников, но тон будет задавать уже Konami.