УБЕЖИЩА FALLOUT 3

Рядом с обвалившимся участком автострады в Fallout 3 стоит двухсотлетний рекламный щит, на котором изображена семья. Отец курит трубку, мать наряжена в жемчуга, а сын - в пиджаке и при галстуке. Все трое улыбаются. Краска сходит слоями, но если приглядеться, то видно, что семья - часть долгой процессии, движущейся к сияющему металлическому отверстию в склоне горы. На фоне вздымаются ядерные грибы. Над ними поблекший баннер восклицает: «В Убежище безопасно!»

Fallout 3 Убежище № 13

С тех самых пор, как первый Выходец из Убежища выбрался из Убежища № 13, чтобы поменять сломавшийся водный чип, Система Убежищ и их обитателей стала краеугольным камнем безжалостных Пустошей Fallout. Иногда игра в них начинается - в Fallout и FaIlout 3 можно сразу заметить разительный контраст между относительно уютным внутренним убранством атомного убежища и грязью и варварством внешнего мира. Чаще Убежища становятся просто подземными локациями, полными средненького лута. Но, если только вы не избрали себе билд персонажа с низким интеллектом, которыми так славится этот сериал, вскоре вам станет ясно, что большинство убежищ - это неоправдавшиеся надежды на безопасность, проржавевшие переходы которых теперь полнятся вовсе не людьми, а мутантами и гигантскими насекомыми, что вьются над скелетами в синих костюмах.

В мрачной и обширной истории мира Fallout Система Убежищ берет свое начало в 2054 году как часть национального американского проекта Safehouse. Британия и прочие страны Европейского Содружества погрязли в войне за нефть на Ближнем Востоке, а США и Китай тратят все средства на развитие самого разнообразного вооружения, чтобы устроить кажущееся неизбежным противостояние. Десятки тысяч американцев уже погибли от эпидемии, а Тель-Авив уничтожен террористической ядерной атакой. Двойная угроза ядерной войны и эпидемии и ведут к созданию проекта Safehouse - сети из 122 Убежищ, которая должна защитить хотя бы часть населения в том случае, если случится худшее. И оно случается.

До Великой Войны, как назвали это ужасающее событие, Убежища напоминали современные линкоры или истребители: чудеса техники, печальная суть которых теряется за впечатляющими статистическими данными. Но мало кто верил, что техника окажется не просто чудом. Улыбки Vault Воу и семей на плакатах очень типичны для нации, отказывающейся принять горькую действительность.

Даже сами архитекторы Убежищ не верили в то, что полномасштабная ядерная война является серьезной угрозой. В Убежище №10 есть терминал, на котором можно отыскать запись представителя VauIt - Тес. Он объясняет, что ввиду «уменьшения вероятности настоящей ядерной войны» дорогостоящие запасные системы были заменены фешенебельными ресторанами, джаз - кафе и «двумя подземными заповедниками для охоты, снабженными редкими животными, которые были специально закуплены в лучших зоопарках мира». Это забавная, нелепая сцена - и в то же время невероятно печальная.

Но истинная трагедия Убежищ становится очевидна лишь тому, кто присмотрится к ним внимательней; в основе их дизайна лежит жутковатая помесь оптимизма и садизма. Дело в том, что эти переходы служат и иной цели: в большинстве своем это не островки безопасности, а центры для крупномасштабных экспериментов на людях. На благо загадочного Анклава здесь проводятся химические, биологические социальные и прочие экзотические эксперименты. Но даже контрольные убежища, которые должны бы, по идее, выполнять свои функции, на самом деле вовсе не так устойчивы, как прогнозировалось, и их обитателям предоставляется до нелепого мало припасов - куда меньше, чем нужно.

Убежище 74

Оные обитатели совершенно не были готовы к произошедшему, и именно это пробирает до костей. Когда ходишь по Убежищам, обнаруживаешь там указания на то, как выглядела внутренняя жизнь - и она либо резко контрастирует со внешним миром, либо оборачивается сущим кошмаром. Старая переписка повествует о мелких склоках обитателей. Постеры напоминают им о том, что приближается ежегодный конкурс на выпечку лучшего торта. Но эти же самые обитатели или их потомки зачастую бродят по этим же самым переходам в виде упырей и мутантов - или давно уже нашли свой мрачный конец.

Обитатели немногих благополучных Убежищ ничего не знают о внешнем мире и чувствуют себя в безопасности. Голодиски обучили их земледелию, и нужно лишь немного доброй воли, чтобы заново отстроить Америку, когда пробьет час.

Когда дверь наконец открываются, они выбираются наружу, щурятся на солнце Пустоши, извлекают бутылки с очищенной водой и Пакеты Инструментов Создателя Райского Сада. Они готовы воссоздавать цивилизацию. Потом кого-то пожирает наводящий ужас монстр, других мутанты утаскивают в сторону скопления мутагена. Бессмысленность доброй воли обитателей Убежищ подчеркнута в начальном ролике FalIout 2, где за открывшейся дверью стоит отряд злодеев в силовой броне. На фоне яркого света Убежища виден лишь силуэт одного из вышедших, нерешительно машущего рукой. Всех, кто был внутри, изрешечивает в клочья град пуль, и их гибель отражается в безжалостных желтых глазах солдата Анклава.

И это производит впечатление. Убежища очень важны для разных фракций и заговоров, но ваш герой - один из немногих, кто к своему и правда привязан. Вам знакомы принципы их работы, и потому так жутко щуриться в тусклом свете разрушенного Убежища. Каждое из них - болезненное воспоминание о преданном доверии, еще об одной группе наивных, отправленных на уродливую смерть. И теперь лишь поблекшие, мучительно жизнерадостные постеры отличают последние Убежища от скрипящих, проржавевших могил.