Hyperdimension Neptunia Victory

Это довольно странно выстроенная JRPG: на одной большой карте мира схематично изображены несколько стран, олицетворяющих ту или иную игровую платформу, на которых в свою очередь размечены несколько локаций, иногда со смешными географическими названиями. Например, Halo Forest в стране Leanbox или пещеры Metroid в стране Lowee. Получается, что тут есть несколько городов, выполняющих идентичные функции, и довольно скромный набор - локаций данжев. В городах можно встретить как пародийных персонажей, вроде Maryo ("Достало гоняться за ней по замкам, ну правда"), так и действительно имеющих отношение к японской игровой индустрии, то есть самих разработчиков видеоигр, включая того же Кейдзи Инафунэ, персонажей - мэскотов изданий Famitsu или Dengeki, и все в таком духе. Иногда это забавно: приходишь в город, а там иконка персонажа в картонной коробке с одной дыркой для глаза, которого зовут Snake Hayter и который говорит что-то вроде "лужи - мои злейшие враги. В другой раз девочка - игрожур скажет: "Во имя процветания этой индустрии я должна выстраивать обзоры игр логично. На самом деле, болтать с этими персонажами не то чтобы совсем уж невесело, просто как-то непонятно, зачем это в принципе нужно - юмористического эффекта хватает на первый раз, а после фразочки не меняются, и трудно представить человека, который ради ничего не значащих двух строчек текста стал бы специально болтать со здешними жителями.

Hyperdimension Neptunia Victory

Локации - данжи в Hyperdimension Neptunia Victory не сильно интереснее. Во-первых, они все довольно небольшие, и их количество никого не удивит. Луга, пещеры, огненные пещеры, лес, гиперпространство, какой-то завод из трех комнат и что-то похоже на домик в традиционном японском стиле. Данжи банальные и примитивные, и они часто не меняются, то есть существует несколько шаблонов, а дальше только новых противников выставляют да стены иначе изрисовывают. Но вот противники встречаются довольно интересные: трубы из "Марио", фигуры из "Тетриса", какие-то баклажаны и птицекони (именно птицекони, а не пегасы!). Мои любимые - это окошки из визуальных новел, которые представлены здесь в многообразии. Первая встреча - с девочкой из Tokimeki Memorial, но дальше веселее: в Hyperdimension Neptunia Victory можно накостылять Понедельнику, дню Святого Валентина и Рождеству (в виде тех же окошек с девочками, но все же).

Hyperdimension Neptunia Victory

Для чего вообще нужны данжи понять сложно. Victory сделала шаг навстречу тем, кому интересна Гейминдастри и кого не очень волнует прокачка, благодаря чему игру можно пробежать часов за десять, но при условии, что игрок потратит по тридцать восемь рублей на супермеч и аксессуары из PSN для трех героинь. Это достигается за счет того, что для продвижения по сюжету требуется выполнять специальные квесты, а они как правило простые - на карте отмечают, куда пойти и кого убить. Выполнили один - и снова полчаса дурацких диалогов, которые переведены на английский явно с несвойственной оригиналу двачерской агрессией. В любом случае, в игре есть сложная система квестов, и самих заданий очень много - иди выполняй, если нужно, хоть неделю реального времени. Однако это лишено какого-то практического смысла и поэтому удовольствием представляется сомнительным. В предыдущих выпусках, кстати, от выполнения побочных заданий зависела концовка и трофей соответственно, поэтому людям рекомендовали сначала не делать ни одного, и только после получения обычного и хорошего финала добиваться наилучшего. Здесь же концовка зависит от получения специальных предметов, так что в принципе об этом беспокоиться не приходится.

Особую роль здесь играет крафтинг, и в какой-то момент становится ужасно обидно, что он по сути своей опциональный, особенно если не бояться вложить немножко денег в DLC. Смысл в том, что по мере повышения "уровня квестов" игроку выдают разные носители информации - дискеты, диски, картриджи. На них можно записывать специальные программы с особыми свойствами, которые оформлены как... жанры. То есть, надо записывать образ игры на диск, что забавно само по себе, хотя и бессмысленно. Выполнение квестов, сбор ресурсов, вся вот эта кутерьма может увлечь на долгие часы в теории, хотя в это с огромным трудом вериться: непонятно как сильно нужно влюбиться в виртуальных аватаров игровых платформ, чтобы тратить по несколько часов за убийством одних и тех же монстров на одних и тех же локациях, принимая во внимание их однообразие.

Другая составляющая, которую заметно упростили в угоду скоростному прохождению - это боевая система.

Раньше она была и глубокая, и сложная, и недружелюбная, и неуклюжая одновременно, но это вызывало необъяснимое уважение. Придумали ведь зачем-то, а если разобраться, то и занятно придумали - то, интересно разбираться. Теперь все гораздо проще: можно самому конструировать цепочки комбо, но это не обязательно, а суперудары и ЕХЕ - приемы вынесены в отдельное меню. Предметы можно использовать самостоятельно, трансформация в HDD - режим не требует от игрока вообще ничего, кроме одного затраченного хода. При этом если начать разбираться, то выяснится, что формально все идеи самой первой Neptunia сохранены: приспичит составить собственноручно все вариации комбо в четыре удара и на каждую клавишу повесить отдельный сценарий - пожалуйста. Просили избавить от необходимости копаться в ничего не сообщающих названиях - и тут ваше желание исполнено.

Проблема в том, что принимать Neptunia такой, какая она есть, до сих пор очень сложно. Тут есть красивые портреты персонажей с потрясающей анимацией, но эти яркие картинки большую часть времени разговаривают вообще ни о чем - это какие-то имэджбордовские подколы и фразочки в духе "ну, ваще", и если это должно создать атмосферу уюта и знакомой среды общения, то локализация в данном вопросе промахнулась: более-менее знакомые с японским языком люди по озвучке отследят смысловые расхождения. В то же время американское озвучение выше всяких похвал, а местами даже кажется, что оно лучше японского - видна серьезная работа, понимание того, как обращаться с исходным материалом и не перегнуть палку, копируя непередаваемые интонации. Однако качество перевода все равно нельзя назвать удовлетворительным. Это "локализация" в не самом приятном смысле. Один раз Нептуния вместо одного слова "Бежим!" прописала две строчки из песни "1 Яап (So Far Away)"тут уже любой почует неладное.

Мир Гейминдастри причудлив и в чем-то забавен, но осторожность и учтивость не всегда идут на пользу. Так, в один момент героини могут нести полнейшую ахинею про мифологию собственного мира, а затем двумя - тремя намеками связать все это с одним незначительным событием в реально существующей индустрии. В другой раз за пошлыми шуточками и картинками с моющими друг друга пеной девочками теряется вообще вся связь с тематикой и происходящее напоминает что-то вроде Agarest - тщетное, в общем, времяпрепровождение, когда надежда увидеть что-то стоящее не покидает очень долго, хотя разум твердит: ты зря отдал за все это деньги.

Почему-то Neptunia хочется видеть в первую очередь хорошей JRPG, но это невозможно: это «Продукт для своих», которые все понимают и так - поэтому видно, что в него не особо вкладывались, и что он значительно хуже, например, Atelier. Шутка ли: даже заставки на движке игры, страшные как черт знает что (хотя казалось бы анимешные девочки с плоскими лицами, много ли ума надо сделать все это покрасивее?), тормозят просто чудо - видно - частота смены кадров провисает до неприличных показателей, причем объяснению это не поддается. Слишком много спецэффектов? Да PS2 умела лучше, а здесь конец жизненного цикла PS3. Не хочется ставить это в упрек, но иначе не получается. Очень легко поддаться на очарование сопроводительных материалов и сеттинга вообще, но это скорее всего приведет к разочарованию.

И самое главное - после прохождения Neptunia незначительная часть очарования искусственной пародии на игровую индустрию все-таки западает в душу; особенно мило смотрятся иллюстрации к финальным титрам, где приключения героинь показаны как пиксель - арт сценки. Поэтому задумываешься: а чего хотелось бы больше? Шуточек про то, как на площади китайская девочка с большими бедрами бьёт сумоиста? Или все-таки игры, для прохождения которой не требуется собрать волю в кулак и все тридцать часов мириться с условностями, непродуманными моментами, несбалансированными боями и так далее? Что-то одно из этого представляется либо неправильно поданным, либо и вовсе тщетным. С другой стороны, три выпуска в такой короткий срок, да еще и переведенные на английский язык доказывают, что спрос именно на Гейминдастри есть - и только оценки в прессе опускают с небес на землю и отрезвляют. В этом году стартует одноименный аниме - сериал с теми же героинями - возможно, он окажется лучшим пародийным форматом, чем собственно видеоигра.

Hyperdimension Neptunia Victory