После некоторого перерыва, мы возвращаемся с «Круглым столом». И обсуждать мы будем free - to - play, особенно в контексте мобильных платформ - учитывая, что это самое трендовое направление. Кроме того, многие игроки высказывают озабоченность бизнес - моделями, которые могут получить распространение в том числе и на консолях. Нужно учитывать, что все участники беседы являются действующими разработчиками free - to - play - проектов.

Леша Савченко недавно рассказал мне интересную историю. Умельцы подсчитали, сколько нужно денег для того, чтобы пройти фритуплейную игру Real Racing 3 для OS. Оказалось, что цена вопроса - $600. Понятно, что поднялись волны негодования, мини - скандальчик - хотя, казалось бы, а чего вы хотели? Откровение какое-то? Собственно, это и является отправной точкой для нашей беседы. Мы говорим о фритуплее и о заблуждениях, связанным с ним. Как со стороны тех, кто его любит, так и с противоположной стороны. Для начала, я не вижу ничего предосудительного в желании заработать много денег на пользователях. Там есть моральный аспект, но как его не затронь в разговоре о фритуплее, оно все плохо уживается. Понятно, что задача разработчика сделать среду, в которой игроку все нравится и ему будет комфортно оставить максимальное количество денег. Это явление не новое и понятно. Где-то оно оперирует понятиями, что если игроку нравится играть, то ему по ряду причин нравится инвестировать в игру. Но позиционировать фритуплей как «счастье людям»немножко неправильно. Все это коммерция, все хотят делать бабло. То, что в Real Racing 3 нужно оставить $600... Ну как, в некоторых играх и побольше можно и нужно! И есть более крутые модели.

Real Racing 3

Да, вот буквально вчера в моей игре клиент купил пушечку - нагибалочку за 15 тысяч рублей, то есть за $500.

MMORPG и все эти дела - совсем отдельная тема и какие деньги там крутятся. Очевидно, что у нас у всех есть знакомые, которые вкладывали в MMORPG много. Чтобы далеко за примерами не ходить - у меня есть товарищ, который, если я не ошибаюсь, в RF ОпНпе вкатил в свое время в районе $5 тыс. или даже больше. А когда ему надоело играть, он все распродал на черном рынке и вышел в ноль.

Да, я такими историями могу завалить.

Совершенно верно. Тут же буча поднялась во - многом из-за того, что Real Racing 3 - это явно не MMORPG. Это просто гоночка для айфончика и айпадика. Грубо говоря, ты хочешь поиграть в Need for Speed на планшетике, а он тебе говорит, что «я стою $600». Насколько я понимаю, причина негодования именно в этом. История еще подана хорошо. Я не помню, где я это прочитал - вместе с комментариями - но почти уверен, что это был какой-то ресурс, вроде Destructoid. Где собираются хардкорные игроки - которые про то, чтобы купить коробку с игрой. Понятно, что у них все это вызывает негодование. Но давайте еще на аудиторию смотреть. Фритуплей работает на мобилах, и не только на них, потому что есть сумашедший приток не - игроков. Которые играют по - особому, которые совсем недавно еще ни во что не играли, у них нет консольного опыта и их полностью устраивает модель и экосистема Арр Store. Выпуская игры на iOS или Android, ты в любом случае столкнешься с некоторым количеством чуваков, которые зайдут к тебе в комменты и напишут что-то из области: «Игра бесплатная, но с in - app purchases, вы злобные вымогатели и подонки, горите в аду!» Такие всегда появляются.

По сути история с подсчетом денег в гоночной игре... Она ведь еще и от Electronic Arts. То есть от издателя, которые работает и в ритейле. Хардкорной аудиторией оно, естественно, подано как «это аналогично тому, чтобы купить игру за 600 баксов». Типа. Как бы. Поэтому и такая реакция. Чего-то плохого во всем этом нет. Чего-то хорошего - тоже. Это просто бизнес - модель, которая функционирует в том числе и таким вот образом. Основная проблема с точки зрения здравомыслящего человека в том, что f2p паразитирует на психологии индивидуума. Все эти трюки, заманушечки, предложения, грамотно расставленные точечки давно уже вымеряются людьми на основе и эмпирического опыта, и психологических теорий. Это все не просто так, что «ой, бесплатная игрушечка, дайка я заценую», а потом «игра его затянула». Но игра же просто так не затянет. Это же в человеке должно быть что-то такое. И таких людей очень много.

Touch Arcade

Более того, эти человеки иногда еще и страшно параноидальны по поводу фритуплея. У нас же были комментарии, кажется, на Touch Arcade. Когда вылезает черт и говорит, что я посмотрел - игра - то у вас бесплатная. И там есть инаппы. Поэтому я ее качать не буду. Я подожду. Посмотрю, что будут писать люди. Какие будут комментарии. Можно ли играть, не платя ничего. И тогда, может быть, я попробую скачать и посмотреть вашу бесплатную игру. То есть, человек имеет в виду, что «а вдруг меня затянет, сломает меня психологически и я как начну платить!» Вообще это хорошо, что есть такие люди, которые понимают, что с ними произойдет. Если говорить с точки зрения морали, то манипулирование внутри экосистемы игры иногда может пересекать границы. Например, когда речь идет о детских играх. И в обществе возникает некоторое количество вопросов. В частности, насколько корректно психологически манипулировать детьми. Чтобы они платили деньги. С кредиток родителей. Насколько я понимаю, действенных механизмов ограничений в рамках того же Арр Store просто нет. И это может быть какой-то проблемой. Но, опять же, было некоторое количество юридических кейсов, когда родители поднимали бучу и им возмещали затраты.

Мне кажется, что вся эта история с «психологическим манипулированием» несколько под - раздута. Ну то есть, попробуй мной сманипулировать таким образом, чтобы я во фритуплейной игре на мобилке заплатил хоть копейку. Ты попробуй!

Так о том-то и речь, что это не о хардкорщиках. Это не об аудитории консольных игр. Не о «ветеранах индустрии». А об обычном человеке, который не подозревает, что он начал играть во фритуплей, а через два месяца обнаружил, что 500 баксов вложил. Я думаю, что люди, которые не играют в компьютерные игры, они не глупее тех, кто в них играет. Возможно, они даже более психологически устойчивы. Они ничем не хуже нас вами. Нет, может, они и хуже, но нельзя об этом говорить вслух.

Если у тебя есть опыт разнообразных игр, у тебя есть сложившееся мнение. Сознательное или подсознательное: сколько ты когда-то тратил или тратишь денег на какой-то контент. Если ты во что-то играешь уже хотя бы десять лет, то ты понимаешь, что за $50 ты можешь получить полноценную, богатую, крутую игру. Играть в нее на РС или на приставке на протяжении, например, месяца. В GTA какую-нибудь. И ты видишь, что это какой-то объем, какой-то фан, который стоит вот такую сумму денег. Если же человек не имеет такого опыта... Возьмем портрет городского офисного менеджера, ему 30 лет, у него есть какой-то доход, какие-то лишние деньги. В игры он никогда не играл, он купил iPad, качает игру и всего это не понимает. Он видит, что есть какая-то крутая пушка, которая позволит его vanity - фaктopy срабатывать... Игра дает ему все механизмы, ввиду которых он будет круче, чем другие чуваки. Он ее покупает, например, за $10. Или за $50. И он не соизмеряет стоимость этих денег по отношению к контенту, который соизмеряешь ты. Это не вопрос хуже он или лучше. Ему сравнивать не с чем.

Ты прав. Но я не думаю, что процент этой абсолютно наивной аудитории сейчас такой большой, как пару - тройку лет назад. Понятно, что мы говорим о молодых сегментах рынка.

Они растут. Да, Саш, ты ошибаешься! (смеется)

Одна простая цифра. В Великобритании с 2011 года по январь 2013 было открыто какое-то количество студий. 77% из них занимаются играми для социалок и мобилок.

Это цифра, которая абсолютно неудивительна. Давайте ближе к корням. Сколько за прошлый год было продано Android - жeлeзoк? Там же за сотни миллионов. И это все зачастую новые пользователи. Которые купили себе трубку - большинство, чтобы звонить. Но многие из них начнут пользоваться каким-то другим функционалом. Даже если 30%. И они зачастую начнут игры качать. И в основном бесплатные. А конверсия из этих 30% в платящих будет еще процентов 5-1 О. И это миллионы людей. Они абсолютно свежие. И этот новый приток компенсирует тех, кто наелся и понял.

Но они эту механику, возможно, уже видели в социальных сетях. Они, возможно, уже не являются полными «девственниками» для фритуплея.

Ты прикольно сформулировал! У тебя проскальзывает легкое технократическое презрение к людям, которые платят в играх. Ты упускаешь момент, что многим просто нравится это делать! Мне тоже нравится платить. Я, конечно, жлоб и этого не делаю. Но, в целом, мне нравится. Но смо - за что.

Они платят за новизну ощущений. Это ты можешь пойти на Steam и на распродаже скупить за $150 себе развлечений на два года. А они об этом просто не знают. Не умеют. И не хотят. Тем более, что это просто не то. А мобилки - двухкнопочная игра, красивая картинка, плюс еще кривая обучения, с туториалами, с плюшками. И ты подсаживаешься. Все просто и доступно. А потом может сработать фактор коммьюнити, за счет виральных каналов, лидербордов и так далее. И ты понимаешь, что в этом сообществе невидимых друзей ты можешь показать, какой ты клевый. Просто аудитория, для которой это все в новинку, ей очень быстро становится все уже не в новинку. И она перестает платить. Это как было с мобильной аудиторией в ее прошлой, доайфоновской итерации.

Скорее, это можно сравнить с тем, что происходит в социальных играх и с Facebook в целом. Это следующий этап. Просто сначала это было в мобилах. Люди полностью перестали платить. Потому появились социалки. В со - циалках в определенный момент перестали платить. Сейчас воскрешение мобилок на другом уровне: с Android и Арр Store. Но рано или поздно оно или придет в мидкор и дальше, либо люди просто перестанут платить и все. Фритуплей же прогрессирует. Да, конечно. На каждом новом витке эволюции он другой. Естественно. Тут именно вопрос, куда он разовьется. Меняется он постоянно. Что работало год - два назад, уже не работает сейчас. И так было всегда. И так, наверное, всегда и будет.

Естественно, он будет развиваться. И ему есть куда. Есть большой пласт информации из тех же ММО: за что и как люди платят. И, наверное, мобильный фритуплей будет оттуда какие-то моменты подхватывать. Придумаются новые вариации. И будут изучаться. У Rage of Bahamut своя модель. У Clash of Clans - своя. Обе зарабатывают много денег. Обе фритуплей, но делают это по-разному. И это не Temple Run все. И оно не такое простое.

Clash of Clans

Clash of Clans - это ж Travian такой? Я к тому, что ничего не меняется. Те же жанры, которые есть в браузере, завтра они есть и на мобильниках.

Они эволюционируют. Но как-то странно. Я был страшно удивлен, когда увидел, что на Арр Store большим хитом стала игра CSR Racing. Такими играми был забит «Вконтакт», причем в поздние времена - когда уже никто не платил. Причем это реально дурацкие и примитивные гонки. Когда ты «оттюнил» тачку, а потом она сама поехала: супертупой drag racing. Я читал интервью с чуваками, которые его сделали. Они очень смешно по этому поводу говорят. Типа, думали, что игра провалится и их хаять будут игроки. А она поперла.

Я не понимаю, почему. Реально, вконтактовская механика из самых дурацких, что можно себе представить

Clash of Clans

У тебя горе от ума. А людям прикольно, что оно простое. Сидит, айпад взял, встречу ждет, 15 минут проехал и ему хорошо.

Это да. И CSR Racing - это эволюция «жанра». Там визуализация, сделали на Unity, красивые трехмерные машинки. Но это о том же. Другой момент: ты вот сказал, что 15 минут человек чего-то ждет, скоротал время. А будет ли он за это платить?

Тут нужно смотреть на игровые сессии. На мобильных устройствах никто по 6-8 часов не шпилит. Игрок возвращается на короткие сессии. 5-1 О минут. Полчаса - час. Зависит от игры. Чем длиннее - тем иначе оно все работает. Короткие сессии, но он возвращается, срабатывает vаnitу - фактор... Вот ты говоришь «сделали красиво». Люди хотят, чтобы было красиво и просто. Визуализация и презентация для мобильных игр важна. Теперь уже да. На данном этапе развития уже да, очень важна. Красивая тачка, красивый наворот, который ты купил... И в этом CSR Racing ты тачку видишь близко и по-разному. И вот тебе показывают твою пусечку, в которую ты вложишь 3-5 доллариков, и вот теперь она такая... У мужиков, которые машины любят, у них hard - оп на это. Заплатить еще 2-3 бакса за какой-то турбоннадув, который тебе красиво поставят на машину и ты будешь на ней красиво кататься - это не то, чтобы проблема. Ты сейчас это описываешь как

для имбецилов. Ты, наверное, слишком хорошего мнения о людях в современном обществе. Люди хотят простоты. Мы живем в эпоху перенасыщения. Всем. Будучи городским жителем, ты за относительно небольшие деньги можешь получить практически любой опыт. Зачастую фиговый. И вот у тебя в руках планшетка, которая дает сотни разных опытов в сотне разных категорий. Почему имбецил? Ты вот когда в игру играешь,ты для чего это делаешь? Хороший вопрос!

А чувак играет, чтобы расслабиться и не напрягаться. Он хочет убить время. И чтобы ему показали что-то красивое, что-то прикольное и чтобы незадорого можно было этот фан усилить. Это очевидно. Но ты сейчас излагал это в таких терминах, как будто это сидит макака, смотрит на картинку. Макаке очень нравится машинка, ее ничего, кроме машинок и баб не интересует. Макака сидит и надрачивает на трехмерную модель, купленную за 5 долларов. И слюна течет по подбородку.

Сань, у тебя «Тамагочи» были в детстве? Нет.

Тогда бы ты понял всю ковар - сущность этого явления!

Я его понимаю. У меня даже есть свой аналог «Тамагочи»: Football Manager на iPad. Я его отложил, потому что кошмар, это невозможно. Я там сезонов 15-20 отмахал. Или больше. Давайте не будем сравнивать пикающий кусок пластмассы, который предлагает тебе раз в Х времени убрать говно за насравшим несуществующим другом, и сложный стратегический симулятор!

Чего там сложного!

Ну да, ну да! Я любимую команду Vauxhall Motors выводил в чемпионы Премьер-лиги!

«У меня есть аналог «Тамагочи»называется Master of Orion 3»! То есть игра, которая любому новому игроку взорвет мозг! Не, третий «Орион»это другое. Это игра для бухгалтеров. Днем я сижу в «1С: Бухгалтерии» и «Экселе», а вечером я прихожу домой и опять сижу в «1 С: Бухгалте - и «Экселе». Но в космосе. Слава правильно сказал насчет психологически - выверенных моментов. Человек как-то так мыслит, что подсознательно он хочет реализации каких-то своих пунктиков. Люди, которые это придумывают, они, скажем прямо, поумнее - чтобы все это собирать и анализировать. Не всегда.

Часто. Это как психология ставок. Если разобраться, почему люди деньги ставят? Потому что человек, в первую очередь, хочет доказать свою правоту. А не потому что он хочет заработать денег. Заработок является индикацией того, что он был прав. А прав он хочет быть для того, чтобы лучше себя почувствовать. И для того чтобы получить какой-то авторитет. А авторитет ему нужен для внутреннего желания реализации своей власти. А это является внутренней потребностью каждого человека. Вот логика.

Или же он просто болеет. Тут просто нужно смотреть на вещи открытыми глазами. Я смотрю открытыми глазами: я никогда не делал ставок. У тебя просто другая мотивация. Если следовать тому, как ты все разложил, у меня, наверное, нет этого инстинкта. Я не хочу доказать свою правоту. Я не хочу повелевать клиторами, так сказать. А чего ты хочешь? Какова «цель твоей жизни»? Ага, «каков смысл вашего существования»?!

Он сидит в Таиланде, у него там море, пальмы, цветы. А ты его еще спрашиваешь!

Не, ну Саша же игры делает. «Круглые столы» зачем-то проводит. Есть какая-то потребность реализации каких-то... вещей. Я просто к чему говорю. Если какие-то механизмы в играх не работают на одного человека, то на него, вполне вероятно, сработают какие-то другие механизмы. Вот и все. Если человек не дрочит на машины, то он может дрочить на какие-то ли - дерборды. Либо он просто может хотеть убивать время. И доказывать, что он лучше, чем был вчера.

scores какие-то бить. Что же мне делать, если я хочу доказывать, что я хуже, чем был вчера?

Бухать. И снимать это на камеру. И потом это просматривать. Это всегда работает. Надо про это сделать игру. С лидербордами. В России пойдет!

Будет называться «На дне». Для «Вконтакта» надо делать. Там аудитория нормальная. Подхватит. И договориться о баннерах с «Тюрягой».

Я вот еще какой момент хотел поднять. Чего ругать фритуплей? Платформ дохрена, бизнес - моделей дохрена. Разработчиков много. Вариаций фритуплея тоже много. Споры о бизнес - моделях - это как споры о платформах. «Что круче: РС или ХЬох?» Каждому свое. Тут есть такой интересный ракурс. Появляется куча людей, которые говорят, что фритуплей - механики разжижают мозг аудитории, портят рынок и навязывают черти что. Разрушают классическую модель и заменяют ее симулякром, какой-то невероятной механикой. Мне кажется, это говорят люди, которые оказались в ситуации, когда аудитория размыта, у нее больше выбор. А их вчерашние игры среднего качества в тех тепличных условиях приносили с коробок определенную сумму. А теперь не приносят. И им нужно повышать качество. Хочешь заработать на этом рынке? Делай Call of Duty! Он тебе миллиард принесет. Ну как тебе - Activision он миллиард принесет. Сделаешь игру соизмеримую по качеству и успешности - к тебе придет тот же Activision или Warner Bros. и сделает тебе мягкий дружественный acquisition. И будешь работать как внутренняя студия на больших чуваков и делать тоже много денег.

Последняя тенденция, правда, показывает, что скупать студии уже не так прикольно, как раньше.

Некоторые товарищи задвигают мысль, что сейчас вот попрет новое поколение приставок - собственно, некоторые уже даже и вышли. И как бы там резко игры не стали фритуплейными или как бы там не стали все массово проворачивать то, что сделали в Dead Space 3.

Что отчасти игру, возможно, привело к провалу. Я не думаю, что прямо вот оно. И что это прямо вот «провал». И, насколько я понимаю, там все очень мягко было сделано. Да, ты можешь купить пушечку. Да, она тебе немного поломает балансик. Давайте не только про оружие говорить, но и про одиннадцать DLC!

Это совсем кошмар. Психанули! Это же еще и попытка в платной игре продать еще 11 кусков контента. Когда все понимают, что как минимум половина могла бы быть в игре.

Тем не менее, люди на полном серьезе рассуждают, что модель «за деньги» работать не будет. И все ломанутся в инаппы и фриту - плей и оно будет цвести на новом поколении приставок. То есть, я - то вот не понимаю, как оно там может цвести. Где все равно все основные проекты и все эксклюзивы будут, очевидно, коробочными - по - другому не бывает. Но люди вот панику разводят. Во-первых, они опоздали. На консолях уже есть фритуплейные игры. И никому они не мешают.

Я со своей стороны вот что сказать могу. Есть некоторые слухи о PlayStation 4. Там есть, судя по всему, определенное количество заложенных механизмов. Очень крутых. Которые выточены на виралку и монетизацию. В том числе это подойдет и под фритуплей - если правильно к ним подойти. На виралку? Это как? Разослать друзякам по PSN? Там все сильно круче, но все под NDA и подробности никто не скажет. То что Sony объявили, они объявили. Но там есть некоторое количество инновационных вещей. О которых они, я думаю, на Е3 будут рассказывать. Сейчас рассказали не все. И еще будут анонсы. То есть, отвечая на вопрос, инфраструктур - но там есть под фритуплей вещи. Но я не считаю, что это приведеть сплошь к фритуплейной модели. Наверное, сегмент увеличится, да. И тут во время Е3 анонсы: вы должны быть всегда подключены к Сети и еще у нас есть новая версия

PlayStation Home, на это раз инновационная!

Не, после того, как вы пред - заказали диск в Интернете (к которому вы должны быть подключены), вам нужно еще и купить персонажа.

Ага, вы можете взять своего персонажа из PlayStation Home и играть им в новый God of War. В любом случае это сегмент который останется в том или ином виде. Ну и тренды быстро скачут. Мы с Сашей тут тоже недавно беседовали. Главенствующая мысль в ритейле: должен быть мульти - плеер, потому что он продлевает срок жизни игры и так далее. Насколько я понимаю, последний квартал: Bioshock Infinite и новый Tomb Raider нещадно обошли Black Ops 2 и Gears of War: Judgement. Я играл во все эти игры и, например, Judgement очень хорош и в сингле. Но тенденция получилась такая, что игры с сильным синглплеером, с сильным нарративом и плотные по прохождению или перепрохождению, без акцента на мультиплеер - они обошли игры с сильным акцентом на мультиплеер. Я это к тому, что пропорции меняются, но есть целый пласт игр, где 8-12 часов прохождения, без мультиплеера, коробка. Потом какие-то DLC. И это никуда не денется. И там есть свой прирост. Небольшой, сильно меньше, чем во фритуплейных играх. Но и железок меньше. А с каким-нибудь iPad 7 все поменяется и, например, премиум - сегмент отожрет процентов 20. Почему-то. Никто же не знает, что будет. Да, фритуплей сейчас на коне. Могут появиться и другие вариации, какие-то совсем дикие. Gaikai с абонентской платой. Все очень динамично. Я думаю, что со временем под - писочная модель станет более востребованной.

Может быть. Зависит от того, что дают за подписку. Подписка очень хорошо освобождает от необходимости выбора.

Да. Выбирать никто не любит. Подписка еще хороша тем, что она могла бы учитывать мои интересы в играх, которые я задаю. Если бы какая-то компания организовала телевизионную модель...

Content оп demand. Да. Если бы мне за $15 в месяц давали какой-то игровой НВО, куда попадали бы проекты, в которые я буду играть, я бы платил эти $15, зная, сколько я трачу на игры вообще. Предполагая, что мне будут доступны 20-30 игр и новые будут появляться в момент релиза. Я бы такую модель очень любил. Но нет таких предложения. Мне кажется, что Steam как-то собирается это делать. Им проще со всеми издателями договориться. Лично меня что во фритуплее больше всего раздражает... Есть игры, в которых я, в общем - то, готов платить. И в Shadow Era, и в Assassin's Creed: Recollection я платил. Как в прошлом игрок в Magic the Gathering, я готов платить за какие-то бустеры, за карты. При наличии хорошего мультипле - ера. И немного. Я из тех игроков, кто не против занести в месяц $10-15. Ну и вообще, если подумать, как раз Magic the Gathering оперировала микротанзакциями еще до того, как микротранзакции стали чем-то крутым. И игра тебя разувала.

Я в Warstorm как-то тоже был близок к покупке бустеров. Это второй раз, когдая был близок к покупке чего-либо во фритуплей - ной игре.

У каждого есть что-то, до чего можно достучаться. При этом я вот не готов платить, например, за «энергию». Я не хочу продлевать игровую сессию, потому что игра не может меня своим казуальным подходом заинтересовать. Я готов платить в МОВА - я играю в Heroes of Order & Chaos. Скажем, за персонажа, которого мне дали попробовать. И если я понимаю, что мне до него очень долго ковылять. Но я не буду платить за «заточки». Когда еще и матчмейкинг в играх такого типа не обязывает. А кто-то наоборот. Кто-то любит увешаться «заточками» и конкретно сегодня вечером всем навалять. И писать в чатик транслитом матюки зарубежным игрокам. Он знает, что они его не понимают, но при этом очень хорошо себя чувствует. Я думал, только такие люди и играют в DOTA и МОВА - игры.

таких хватает. Вот Леша рассказал, за что он готов платить. А Слава за что готов платить?

Мне больше всего нравится shareware - мoдeль. Мне она кажется наиболее честной. В shareware ты знаешь, за что ты платишь. Фритуплей - ты не знаешь, сколько тебе надо заплатить, чтобы баблом уравнять свой скилл и получить тот челлендж, который ты хочешь. Экстраполируя на те модели, которые сейчас распространены на рынке, ты фактически готов поиграть в лайт - версию. И если что, купить полную.

Да. С Android, например, я только так и делаю. Мне нравится, что в PlayStation 4, возможно, будет похожая система. Я не знаю, будет она или нет, но подразумевается, что там стриминг - контент. Ты скачиваешь какую-то базовую часть игры, а потом она тебе докачивается. Если это будет в shareware виде, что ты можешь скачать демку, а потом, не сходя с этого места, заплатить и тебе докачают уровни - это круто.

Я думаю, что инновационность в том, что ты будешь платить за каждый уровень.

Это уже одиннадцать DLC! У нас в игре 50 уровней, добро пожаловать! Купи 40, а 1 О бесплатно. Если приведешь друзей - скидка. Инновационная виральность. PlayStation 4 теперь исповедует сетевой маркетинг. Вовлечение во внутреннюю экономику игру, которая объясняет, почему это якобы выгодно. Как цыгане на вокзале. Ты идешь мимо вокзала и все у тебя сбалансировано в жизни. А тут к тебе подбегает цыганка и говорит, что у тебя, вроде, все нормально. Но на тебе проклятье. То есть, фактор, которого ты не знал на этот момент. И все может снова стать нормально если ты сделаешь микроплатеж. Тут такая же тема. Вот тебе 20 строчек кода, они выглядят как вот эта прикольная картинка, они стоят $1 О, но вот таймер и оно сейчас $7 - и это выгодно! И ты такой: секундочку, ребята, давайте разберемся!

Темы с таймерами тоже хороши. Мне нравится, что во многих местах появляются такие предложения. Я на позапрошлой новогодней распродаже в Steam купил игру, которые я до сих пор еще не прошел.

Я просто о том, что задача хорошего продавца - даже если ты впариваешь какую-то фигню - со всех сторон логически или псевдологически обосновать целесообразность этой покупки. И фритуплей зачастую в этом очень хорош. Если ты разберешь весь этот комплекс, там оказывается, например, что если ты только что проиграл, тебе подсовывается под нос список вещей, который подобраны таким образом, чтобы ты выиграл. И стоит цена, которая, в общем - то, такая же, как и в магазине. Но так как ты на свежаке, «возле кассы выходишь». И тебе говорят, что вот, чувак, «Сникерс». Вот все эти уловки, собранные в правильном месте в правильное время. Вероятность покупки процентов на 50-60 вырастает просто потому что ты «попался».

В сухом остатке, то есть, фритуплей - это цыганская игровая механика? Кстати!

Неплохое определение! Мне фритуплей местами напоминает старый принцип, когда в поездах играют в преферанс по копеечке. Принцип же такой же: ты не совсем понимаешь правила игры, насколько их понимают все участники. Ты не понимаешь, что «по копеечке»это много, тебя по паровозу пустят. Система оперирует микроплатежами - копеечка же. Но в итоге тебя, конечно, разуют. А если ты попробуешь не дать, чтобы тебя разули: «Нас в вагоне было трое и где-то в тамбуре маячил нож». Мне интересно, это история из жизни или как? Ты играл в поезде в преферанс?

Нет, но мне рассказывали - распространенная же штука. Но местами очень похоже на фритуплей. Как говорят те, кто зарабатывает преферансом в поездах: «Без лоха и жизнь плоха». Если человек садится и хочет тратить деньги - он потратит много. То есть все фритуплей - механики ты в конце концов смешал с грязью. И пошел делать фритуплей - игры дальше! Ну есть же люди, которые ходят к цыганам!

Кто-то должен сейчас сказать: «Я и сам хожу к цыганам!» Это же как курение. Ты гарантированно знаешь, что курение плохо для твоего здоровья. И стоимость сигарет растет. И тем не менее ты ходишь и каждый день тратишь деньги. Где логика? Ее нет: ты платишь за то, чтобы вредить своему здоровью. Вот теперь ты еще и приравнял нас всех к производителям табака. Нет, я просто хочу сказать, что люди делают много глупостей и у них есть на это полное право. И на фритуплей - игры надо вешать стикер, что они вызывают психологическую зависимость? Проконсультируйтесь у врача? Я даже не знаю, что сказать!

«Clash of Clans вызывает рак!»

Разжижение мозга. Но людям же не хватает в жизни впечатлений и развлечений. Сидит какой-нибудь чувак, у которого появился iPad и у него нет друзей... Я понимаю, что это грустно звучит! (смеется)

Подожди - подожди. Что мы сейчас выяснили? Фритуплей - цыганская механика. Для слабовольных людей. Которые не видели игр. Предрасположены к тому, чтобы ими помыкали. Предрасположены к наркоманской зависимости. И у них нет друзей! Что еще ты расскажешь? (смеется) Ну хорошо. Многие люди вот валят в Facebook потому что им не хватает, по большому счету, социализации в жизни. Они хотят социализироваться с большим количеством людей и иметь больше доступа к информации. У них в жизни не хватает впечатлений. Каждая игра в своем роде сообщество, какое-то коммьюнити. Это может выражаться по-разному. Где-то лидерборды, где-то чаты, куча разных факторов. Это какой-то микросоциум, где чувак, заплатив каких-то небольших денег, может получить какой-то внутренний авторитет. Его люди уважать будут! Но это не относится к большинству фритуплей - игр. Это относится к играм вообще. Хочешь друзей - иди в EVE

Там подписка. Тут вопрос смещается к тому, что честнее: платить подписку и коммитится в игру на каком-то уровне или платить по рублю. Или пойти к цыганам и найти друзей там!

Есть и такой вариант! Целый табор друзей!

Ходил к цыганам - лошадь украли! Хочешь дружить с цыганами? Заплати лошадь! Вход лошадь, выкод - две!

Вход лошадь, выход - по копеечке в преферанс. Мы, между прочим, так говорим о цыганах, что можно попасть под 282 статью. Мы разжигаем. Цыгане - это разве национальность?

(смех и аплодисменты) Такими темпами мы договоримся, что Торику дадут срок за антисемитизм!

В Израиль сбегу! Отличный ход!