StarCraft II: Heart of the Swarm

С началом истории мы познакомились в 1998 году в StarCraft, через год получили новую порцию в StarCraft: Brood War, затем - долгая пауза, и в 2010 году вышла StarCraft II: Wings of Liberty. Heart of the Swarm - второй эпизод StarCraft II. Его содержание: новая сингл - кампания за зергов плюс соответствующая порция сюжета, по паре новых юнитов на расу для мультиплеера плюс перебалансировка старого списка бойцов. Конечно, в природе существуют скептики, считающие, что в RTS интересен только сетевой режим, но на StarCraft даже они редко нападают. Это игра, где люди платят деньги и за сингл, и за мульти. Начнем с первого.

StarCraft II: Heart of the Swarm

ЗАСНУТЬ ЗА ШЕСТЬДЕСЯТ СЕКУНД

Всегда классно, когда классические RTS предлагают миссии с выдумкой, отличные от «построй базу и уничтожь

врага». Проходя Wings of Liberty, все отмечали классные находки, вроде планеты с лавой, затопляющей пространство между возвышенностями, или же ночные нашествия зараженных терранов. Заниженная сложность портила их лишь чуть-чуть. Куда больше бесил глупый сюжет, а еще больше - его отсутствие всю середину игры. Знаете, когда летаешь с одной безликой планеты на другую, общаешься с нелепыми второстепенными персонажами, и засыпаешь с вопросом «что я здесь делаю».

А вот в Heart of the Swarm я внезапно соскучился по миссиям «построй базу и уничтожь врага». Скриптовые ограничения миссий заставляют действовать настолько линейно, что кажется, будто это не стратегия, а эдакий «кинематографический» шутер от третьего лица. Действительно интересных находок за всю игру я насчитал только одну - проникновение на корабль протоссов, масштабно цитирующее «Чужих». Все остальное - либо вариации на тему Wings of Liberty, либо самокопирование уже внутри Heart of the Swarm. Захват контрольных точек (как бы они ни выглядели) на время - вот содержание большей части игры. При этом сложность снизилась минимум на одну ступень - здешний Hard эквивалентен Normal из Wings of Liberty. Все что ниже - вообще недостойно любого поклонника RTS.

КРИЗАЛИС ВО СНЕ

StarCraft II: Heart of the Swarm

Структура сюжета в кампании очень похожа на то, что было в Wings of Liberty - насыщенные начало и конец, а между ними - череда миссий по анлоку разных юнитов, без которых Керриган ну никак не может начать штурм цитадели Менгска. К чести сценаристов Blizzard, на этот раз сбор армии хоть как-то оживлен осмысленными событиями, поэтому есть шанс не заснуть на полпути к мести. Зевающим рекомендую проигнорировать все задания по апгрейду боевых единиц. Казалось бы, они дают новые разновидности юнитов, например, прыгающих зерглингов или зарывающихся под землю гидралисков. Но юмор в том, что для прохождения кампании ничего из этого не нужно вообще, а в мультиплеере этих уродств все равно нет. Да, и после получения апгрейда даже обычные, еще не зарывающиеся под землю гидралиски, внезапно станут выглядеть отвратительно, причем отменить это уже будет никак нельзя. Отказавшись от апгрейдов, вы просто сэкономите пару - тройку часов драгоценного времени и сохраните классический вид фирменных старкрафтовских юнитов. Так что выбирайте только те миссии, без которых вас не пускают дальше по сюжету.

StarCraft II: Heart of the Swarm

К собственно истории Heart of the Swarm, к сожалению, тоже вопросов накопилось немало. В ней есть как интересные сюжетные ходы, вроде изначальных зергов, так и использование по второму разу идей, которые уже знакомы поклонникам StarCraft. Нельзя сказать, что Керриган действует нелогично, мне просто не нравятся все решения, которые она принимает. Так и хочется закричать ей «остановись, что ты творишь!» Есть у сценаристов и момент тотальной беспомощности - пшик, которым заканчивается интрига «цены, которую Керриган заплатит за силу изначальных зергов». Снова королева клинков (спойлер - прямо на обложке игры)? Серьезно? Комедийные персонажи, вроде принца Валериана, усиливают недоумение. Поединки магических лучей и разговоры о том, чья сила сильнее, и вовсе привет из плохого фэнтези, а отнюдь не классической космооперы, какой всегда была StarCraft. По сути, проходить игру хочется только ради одного - чтобы узнать, чем закончится история мести Керриган. Финальные кадры, к счастью, не обманывают ожидания - время на игру было потрачено не зря.

StarCraft II: Heart of the Swarm

Отдельно хочется сказать пару слов о зерг - друзьях Керриган. Еще пару лет назад я задавался вопросом - с кем Сара будет разговаривать на своем космическом корабле. Дело в том, что зерги - это разум типа рой, то бишь, никто, кроме Керриган и сверхразума, по идее, не должен обладать личностью вообще. Однако королева клинков, оказывается, успела насоздавать целый зверинец зергов, умеющих думать головой, а в период безвременья королевы тоже стали весьма самостоятельными. С одной стороны, разговоры на корабле настолько скучны, что игра даже выдает пару ачивок только за то, что вам не лениво докликать все разговоры до конца. С другой, сценаристы честно попробовали донести все особенности мышления абсолютно чуждой для нас расы. Для писателя - фантаста это всегда самое сложное (куда проще приписать пришельцам земную психологию). Здесь же словами об «эволюции» (на самом деле, социальном дарвинизме) настолько проели мозг, что я не мог забыть об этом аж несколько дней..

СОННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Что в Heart of the Swarm - главное? В чем состоит эссенция игры («эссенция» официальный русский перевод игрового термина; несколько неточный, конечно)? Базовый баланс трех рас - зергов, протоссов, терран. Дизайн основных юнитов. Сара Керриган. Джим Рейнор. Когда все это было придумано? В 1998 году. Что с тех пор изменилось? Ничего. Хотя позвольте, нет - состав Blizzard и команда разработчиков с тех пор сменились чуть менее, чем полностью. Есть одна грустная правда (которая не должна никак влиять на ваше желание или нежелание купить игру). Незыблемые основы StarCraft - это как пирамиды в Египте, а современная Blizzard - как арабы, которые делают бизнес на экскурсиях.

StarCraft II: Heart of the Swarm

Представьте себе на минуту StarCraft II без Рейнора и Керриган, но с принцем Валерианом и эмопираткой с космической станции. Ужас, верно? Стоит четко отделить в игре старое от нового, как волосы встают на голове дыбом. Все введенные в кампании новые юниты некрасивы и бесполезны. Взгляните, например, на «аберрации» и сравните с могучим рядом зерглингов, гидралисков, муталисков и ультралисков. Все это - натужный новодел, без которого, вроде как, предложение выпускать стыдно, но и выдать его более-менее на уровне великого хита пятнадцатилетней давности у современной Blizzard получается с трудом и безумно медленно. Спасибо хотя бы за то, что (опять же, с трудом и медленно) Blizzard завершает эпическую историю из нашего детства. И спасибо за контроль качества финального продукта - все - таки, за пирамидами в компании присматривают хорошо. Чинят, пыль смахивают. Но когда действительно нужно выдержать уровень старой Blizzard - очень все медленно выходит. Похоже, что жалкие два дополнительных юнита на расу в Heart of the Swarm тестировались дольше, чем вся первая часть StarCraft.

ЭССЕНЦИЯ НА ДЕСЯТОЧКУ

StarCraft II: Heart of the Swarm

Самая основательная и сложная часть пирамид - это, конечно, все, что связано с мультиплеером. Расы, юниты, баланс. В этом смысле Heart of the Swarm так же безупречна, как и все части игры до этого. Нет ни одной другой RTS (кроме, разве что, Warcraft III), которой можно было бы посвятить годы и не чувствовать себя идиотом. StarCraft - это шахматы нашего времени. Кто угодно может купить игру, сесть, разобраться и даже начать побеждать в своей бронзовой лиге. Но стоит подсесть, начать изучать билд - ордеры, тактики, пробовать разные расы, как можно попросту утонуть в богатейшем мире мультиплеера StarCraft (который, к тому же, не требует от вас ни подписку, ни микроплатежи). Фактически, Heart of the Swarm - это один из немногих современных PC - эксклюзивов, защищающих честь PC как игровой платформы в традиционном понимании. И это прекрасно.

Юмор еще и в том, что обычно сингл - плеер хоть сколько-нибудь готовит игрока к мультиплееру. Как минимум, знакомит с юнитами и их возможностями. Однако в Heart of the Swarm арсенал в сингле и в мульти настолько разный, что всему приходится учиться заново. Даже если вам кажется, что вот эту боевую единицу вы изучили, все равно окажется, что в сетевом режиме она обладает иными способностями. Проще, честное слово, сгонять с десяток матчей против ИИ и все проверить.

StarCraft II: Heart of the Swarm

В прошлый раз мы написали две статьи о Wings of Liberty и вынесли две оценки игре - отдельно синглу и отдельно мульти. Это, однако, очень сильно запутало Интернет. Дело дошло до того, что «Википедия» упорно приписывала «СИ» оценку в 10 баллов из 10 игре, а мы никак не могли заставить модераторов переделать это место. Поэтому в этот раз мы держим в голове два отдельных рейтинга (6.5 за сингл и 10 за мультиплеер), но на основе их все же даем игре один общий вердикт. И, конечно, не придавайте этим цифрам слишком много значения. Лучше лишний раз перечитайте текст, а затем запустите игру и попробуйте перед сном показать корейцам, где раки зимуют.