War Thunder

Пару лет назад две компании - отечественная Gaijin Entertainment и белорусская Wargaming.net - практически одновременно анонсировали две очень похожие игры: World of Planes и World of Warplanes, соответственно. С тех пор по обе стороны границы немало денег утекло в бюджеты разработчиков, а победных реляций - в пресс-релизы, но результаты у компаний пока разные. Белорусский проект все еще находится в состоянии закрытой беты, поэтому о нем сегодня только вскользь, а вот «гайдзины» свой симулятор выпустили в свет еще в ноябре прошлого года, переименовав его по ходу дела в War Thunder. Продукт получился и вправду громовой.

War Thunder

На старте гонки технологическое преимущество было за «гайдзинами», и они его реализовали в полной мере. Одного только взгляда на War Thunder достаточно чтобы убедиться в том, что танковый BigWorld с его непростой RPG'uiHoft наследственностью не в состоянии порхать так же непринужденно, как третий по счету Dagor Engine, у которого и папа, и дедушка были пилотами. Картинка и звук в War Thunder выполнены с высочайшим качеством, а физика полета даже в аркадном режиме серьезно превосходит то, что в настоящее время имеется в конкурирующем продукте. А ведь помимо этого в игре существует реалистичный режим, виды из кабины, динамическая кампания, обширный парк самолетов самых разнообразных классов, ночные бои и смена погодных условий, одиночные PvE - миссии и множество других вещей, которые достались War Thunder от симуляторных предков, и которые вряд ли могут быть реализованы в World of Warplanes в силу технологических ограничений движка и самой идеологии «воздушного шутера».

War Thunder

Впрочем, добиться технологического превосходства «гайдзинам» было довольно просто - они воспользовались собственными наработками. А вот создавать оригинальную игровую механику им пришлось с чистого листа. Надо признать, что и здесь они преуспели.

первым делом, первым делом... пилоты

War Thunder

В War Thunder все крутится вокруг воспитания экипажей. Количество слотов в ангаре не ограничено, но задействовать слот можно только после покупки соответствующего экипажа. После этого в данный слот можно назначить любой из ранее купленных самолетов и начать тренировать экипаж для полетов на данном аппарате. Система скиллов экипажа весьма разветвлена: помимо навыков самого пилота, отдельно тренируются навыки бортовых стрелков и техников. Опытный экипаж лучше держит перегрузки, точнее стреляет, быстрее осуществляет ремонт на земле и перезаряжает боекомплект в воздухе. При пересаживании на другой самолет обучение приходится начинать сначала, но накопленные навыки никуда не деваются, поэтому освоивший большое количество типов самолетов экипаж поистине бесценен. Количество экипажей также определяет число самолетов, которое можно задействовать в одном вылете. Сбили? Не страшно - просто выбираем следующий аппарат, и снова в бой. Правда, организовать длинную скамейку запасных вряд ли удастся - стоимость каждого следующего экипажа в разы больше, чем предыдущего.

мы учим летать самолеты

War Thunder

Сами летательные аппараты не являются застывшими формами. Помимо того, что некоторые машины представлены целым букетом модификаций, каждую из них можно улучшить по нескольким направлениям, набрав определенное количество опыта на конкретном аппарате. Эти улучшения касаются как летных характеристик, так и доступного набора вооружений. Кроме того, игрок набирает уровни опыта по конкретной нации (СССР, Германия, США, Британия и Япония), что позволяет ему покупать самолеты более высокого уровня. Попутно растет и общий уровень игрока, открывая доступ к PvE - миссиям и кампаниям.

War Thunder

Отдельно следует рассказать об особенностях баланса самих боев. B WarThunder чрезвычайно подробно проработан ландшафт и наземные объекты, активно влияющие на тактику воздушных боев. Здесь опять же сказывается опыт «гайдзинов» в разработке авиационных симуляторов, недостаток которого сдерживает их конкурентов. Они мастерски расставляют зенитки на вершинах гор, опытной рукой направляют колонны бронетехники по дорогам и ущельям навстречу укреплениям противника, щедро разбрасывают по водной глади боевые, десантные и грузовые корабли. Наземная техника движется навстречу друг другу, и исход боя на земле во многом зависит от активности союзной авиации.

На каждой карте также имеется аэродром или авианосец, на котором можно заправиться и отремонтироваться. Он тоже может быть уничтожен командой противника, что автоматически означает проигрыш. Все это создает для пилотов множество разнообразных сценариев поведения, как в атаке,так и в обороне.

отделяй и властвуй

Надо сказать, что удельная ценность наземных объектов чрезвычайно высока. Поэтому вся тактика выстраивается именно на отсечении штурмовиков и бомбардировщиков противника от собственных оборонительных сооружений, кораблей и наземных сил и одновременном уничтожении его объектов. Команда, которая эффективно борется с ударной авиацией противника и не забывает прикрывать свои бомберы, гарантированно выигрывает в миссии.

War Thunder

В целом Gaijin Ent. удалось создать собственный рисунок игры, отличающийся от привычных жанровых канонов. Конечно, War Thunder не идеален, есть серьезные проблемы с балансом, случаются просадки связи и лаги. В PvE - миссиях, где в воздухе носится довольно много самолетов, наблюдаются приличные тормоза. Продвинутая физика, беспощадная к владельцам мышей и клавиатур, предоставляет слишком уж много преимуществ счастливым обладателям джойстиков и трекеров. Но все это частности, неспособные умалить неоспоримые достоинства War Thunder: высочайшее качество исполнения, богатую насыщенность контентом и оригинальную концепцию.

выигранное сражение не означает выигранной войны

Первый удар «гайдзины» нанесли чрезвычайно удачно. Готовая технологическая основа обеспечила им фору по времени, богатый выбор разнообразного контента прямо со старта и серьезный отрыв по качеству, который конкуренты наверстают еще нескоро. Однако выиграть войну одним стремительным блицкригом, имея перед собой такого массивного противника, как Wargaming.net, совершенно невозможно. По прошествии почти полугода с момента запуска открытой беты (а для F2P это все равно что релиз) на единственном сервере War Thunder одновременно крутится порядка 20-30 тысяч игроков, причем, судя по содержанию чата, это вместе с заграничной аудиторией. Результат, прямо скажем, не впечатляющий. Из-за недостатка игроков даже пришлось отключить опцию разделения боев по уровням, что создает проблемы начинающим пилотам, которые периодически попадают в бои с хайлевелами, где им приходится совсем несладко. При этом 90% пилотов предпочитают аркадные бои, на долю реалистичных и исторических миссий приходится ничтожно малое количество вылетов. Что же будет, когда World of Warplanes выйдет в народ, и глобальная маркетинговая машина белорусов при поддержке 50 - миллионного комьюнити фанатов Wargaming.net начнет бомбить мозги любителей аркадных леталок по всему миру?

War Thunder

Конечно, «гайдзины» не сидят на месте, пытаются ускорить раскрутку War Thunder через Steam Greenlight, но хватит ли им времени - вопрос открытый. Будет жаль, если финансовая и маркетинговая мощь в очередной раз задавят попытку смелого жанрового эксперимента. «Гайдзины» ведь намерены объединить на одном поле боя ВВС, ВМФ и сухопутные силы. Очень хочется увидеть, наконец, реализацию идеи единого поля боя, которая будоражит умы игроделов и игроков не первое десятилетие.