В январе 1598 года скончался Федор Иоаннович, единственный прямой наследник Ивана IV Грозного. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова, неплохого дипломата и полководца, уже несколько лет фактически правившего страной. Однако чрезмерная подозрительность и мстительность настроили против него многих и многих. А несколько лет страшного голода породили череду слухов, дескать «царь ненастоящий». Неудивительно, что появление загадочного персонажа, известного в литературе как Лжедмитрий 1, вызвало массовый переход на его сторону служилых людей. Один за другим города сдавались «доброму царю», Годунов умер (был отравлен?), и скоро Москвой уже правил Дмитрий. Но и он долго не продержался, погибнув в результате интриг, и страна погрузилась в пучинy междоусобиц. Выйдя из нее через несколько лет после воцарения Михаила Романова.

Лучше всего потрясения при смене династии показаны в стратегии «Империя: Смутное время». Правда, там это касается не только России, но и любой страны, где умерший правитель законного наследника. Всякие события, вроде заговоров и восстаний, следуют одно за другим. Государству все силы чтобы остановить центробежные тенденции, но удается не всегда. Армии мечутся по стране давя очаги сопротивления, а внешние враги перебрасывают войска к границам, надеясь на легкую поживу. Примерно так обстояли дела и в России начала XVII века, и если хотите почувствовать атмосферу тех времен, запустите игру и не жените царя.

Europa Universalis II

Если же желаете просто подтянуть исторические знания. добро пожаловать в мод EEP - RW к старенькой Europa Universalis II. Целая череда событий, посвященных смене Рюриковичей на Романовых, расскажет о великой русской Смуте. Взлет и падение Годуновых, голодные годы, восстание Болотникова, приход (Лже?)Дмитрия, избрание Михаила, его реформы - все это и многое другое нам покажут на практике, дав бразды правления государством в непростое время. Впрочем. «Европа II» с этим модом вообще отлично подходит для ненавязчивого усвоения знаний по истории крупных стран. Много в EEP - RW информации и о дальнейших годах: о восстании Разина, правлении Петра 1, войнах с Турцией, разделах Речи Посполитой и т.д. и т.п. Причем какие-то события могут и не случиться, если вы будете руководить государством успешнее, чем реальные цари.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕРЖАВЫ

Правивший до 1645 года Михаил был занят восстановлением разоренной Смутой страны. Он сумел удержать государство единым (для чего пришлось поступиться частью территорий, но остался почти незамеченным на международной арене. Иная роль досталась «Тишайшему» Алексею Михайловичу, второму из Романовых. Успешная война против Королевства Польского и Великого княжества Литовского (имеющего мало общего с современной Летувой - Литвой) заставила Европу вновь говорить о России с уважением. А монетная и военная реформы, наряду с Соборным уложением (сводом законов), укрепили внутреннее положение страны, становившейся все больше и не только благодаря завоеваниям: освоение Сибири не останавливалось ни на минуту.

Mount & Blade. Огнем и мечом

Если отбросить в сторону Europa Universalis II, лучшей игрой о времени Алексея Михайловича однозначно будет «Mount & Blade. Огнем и мечом», созданная украинской студией «ОчЪ» смесь экшна и RPG. Из выдуманного мира Кальрадии (Mount & Blade) мы перемещаемся в Восточную Европу середины XVll века. Гуляем по улицам прибалтийских городов с их протестантскими храмами, заглядываем в католический Краков и, конечно же, в Москву с ее Кремлем и Собором Василия Блаженного. В боях встречаемся с реалистично выглядящими крылатыми гусарами, шведскими рейтарами и русскими стрельцами. При желании можно даже встретиться и поговорить с московским царем, нанявшись к нему на службу. А потом завоевать для него все окрестные территории, разумеется, получив во владение несколько городов или крепостей.

Вообще, «Огнем и мечом» прекрасно передает дух эпохи. Жестокие и беспощадные войны со штурмами городов, сожжением деревень и убийствами крестьян считались тогда совершенно обычным явлением. Достаточно сказать, что население современной Беларуси после тринадцати лет сражений, шедших на ее территории, сократилось примерно вдвое. Великолепная боевая система (с огнестрельным оружием, само собой) заставляет влезать в драки снова и снова. Но не все ж время воевать, подумали разработчики и о развлечениях. Например, о кабацких драках - в любой таверне легко найти желающего побиться на кулачках. Уделили внимание и мелочам вроде сплетен о сельском батюшке или страшилкам о погибшем пьянице. И биографиям спутников тоже (берите в отряд ксендза Спасокукоцкого, не пожалеете!). Единственное, что расстраивает - при выстреле из ружья слышен звук полета стрелы, но в этом уже виноват движок Mount & Blade.

Главная изюминка игры: ее сюжетные линейки, две из которых так или иначе связаны с Россией. Правда, если следовать им, Алексею Михайловичу не повезет. В одной вы рано свяжетесь со Степаном Разиным и свергнете с престола нынешнего царя, заняв его место и сделав вид, что вы и есть законный наследник прошлой династии. С другой стороны, задачи, стоящие перед Россией, не изменятся, все так же придется бороться за сохранение страны. Разве что сражений станет больше - прокачанный герой слишком силен, чтобы отсиживаться в сторонке. И кто вообще сказал, что не царское это дело - мечом махать? Вторая ветка и вовсе попахивает странной альтернативщиной: созданием Великого княжества Русь и захватами всего в пределах видимости. Впрочем, разве не об этом мечтали и Рюриковичи, и Романовы?

Mount & Blade. Огнем и мечом

Россию поднял на дыбы Есть ошибочное мнение, что все европейское в русской культуре пошло от Петра 1. Но движение в сторону Запада шло и до него, так, полки нового строя (драгунские рейтарские) создавал еще Михаил Федорович, а государственное устройство реформировал Алексей Михайлович. Просто они обращали меньше внимания на формальные признаки (вроде бритья бород и распития кофе в ассамблеях). Петр Алексеевич же хотел полностью переделать страну, как внутренне, так и внешне. И своей цели он добился - русских потихоньку переставали воспринимать как пришельцев из иного мира, далекой «Тартарии». Хотя по-прежнему называли «медведями» и «варварами», но это уже особенности человеческого менталитета с его любовью к наклеиванию ярлыков на все непохожее.

Казаки: Европейские войны

С историей правления Петра 1 нас знакомят «Казаки: Европейские войны». Одна из первых игр знаменитой некогда GSC Game World демонстрировала действительно эпические сражения, не сводя великие битвы к жалким стычкам двадцати - тридцати солдат. Огромные отряды стрельцов и казаков (куда ж без ставших брендами названий) перемещались по полям сражений, стреляя из мушкетов и схватываясь в коротких и ожесточенных рукопашных. Сюжет начинался в годы восстания Разина, продолжаясь походом на Крым (времен правления царевны Софьи) и Северной войной. Последней уделялось больше всего внимания: противостояние клонящегося к закату старого хищника Швеции и рвущейся к Балтике России растягивалось не на одну миссию. Первые годы боев, взятие Нарвы, Полтавское сражение и финальный аккорд - гибель эскадры шведа Эреншельда от молодого русского флота - наглядно показывали историю Восточной Европы конца XVll - начала XVlll вв. Рассказывая, как непросто было утвердиться в качестве одной из ведущих держав Старого света.

Empire: Total War

Но если в «Казаках» мы бежали по проторенной дорожке, в Empire: Total War уже самостоятельно определяли судьбу страны. Любители перемен устраивали революции и приводили к власти чернь, превращая Россию в подобие Французской республики. Сторонники триады «Православие, самодержавие, народность» консервировали абсолютизм. Хотя во внутренней политике тут не было такого разнообразия, как во внешней. Вот уж где позволялось как идти по историческому пути, с самого начала (1700 года) воюя со Швецией за Балтику и Скандинавию, так и воплощать в жизнь любые, пусть самые абсурдные идеи. От движения в сторону Стамбула с возвращением Черному морю имени Русского, до захвата Индии или установления своей власти на далеких американских территориях.

Как и в других частях Total War, масса внимания в Empire уделялась битвам на тактических картах. Перемещения отрядов, заходы и удары в тыл, засады, стрельба по команде и без нее, штурмы укреплений - настоящему полководцу нашлось где развернуться. Приятно, что без дела не остались и флотоводцы: проработанные, наконец, Creative Assembly морские сражения оказались необычайно интересными. И сложными, к тому же: управление даже небольшой флотилией из трех - четырех кораблей требовало недюжинной концентрации внимания и умения принимать решения. Увы, сторонникам исторической достоверности было в чем упрекнуть игру: уменьшенный в два раза возраст Петра I и разучившиеся стрелять стрельцы были далеко не единственными ошибками. Впрочем, а моды - то нам на что?

ПОСЛЕ петра Времена после смерти Петра I были тяжкими. Частые смены государей и государынь бросали Россию из крайности в крайность. Лишь во второй половине XVlll века все более-менее устаканилось, воцарившаяся на троне Екатерина II (чистокровная немка, между прочим) вернула страну на путь постоянного расширения границ и постепенного прогресса. Тенденция продолжалась и в XIX веке, прерываясь редкими неудачами вроде поражения в Крымской или Русско-японской войне. Страна избавилась от тормозившего ее развитие крепостного права, сделала первые осторожные шажки к конституционной монархии, а при Николае II даже обзавелась парламентом и какой - никакой автономией национальных окраин. 1913 - й, ставший последним мирным годом империи, стал еще и тем эталоном, к которому не один год стремились захватившие власть в государстве большевики.

Казаки 2: Битва за Европу

Наибольший интерес из всего этого периода у игроделов вызвали Наполеоновские войны. Оно и понятно - редко когда одной стране удавалось подчинить своему влиянию практически всю Европу буквально за несколько лет. В истории взлета и падения неистового корсиканца немалая роль отводилась России, участвовавшей почти во всех антинаполеоновских коалициях и в большинстве ключевых сражений. Воспетое классиками Бородинское сражение можно увидеть, например, в еще одной игре от GSC Game World «Казаки 2: Битва за Европу». Мытарства Великой армии, зачем-то забравшейся на край света (читай - в Россию) прекрасно показаны в Napoleon: Total War. Хотя, если честно, толком кампанию 1812 года пока никто (если не считать мудреных варгеймов) не разобрал. Несмотря на недавний юбилей.

Napoleon: Total War

Делаете опробовать на практике каково это, править Россией после победы над Бонапартом, отправляйтесь в Victoria: Revolutions. Что нам дают в начале? Огромную и (чего греха таить) слаборазвитую страну. В 1820 году заводов в империи практически нет (в реальности их было чуть побольше, но не суть важно). Грамотность населения находится на потрясающе низком уровне, что серьезно замедляет скорость исследования. А размеры заставляют содрогаться при мысли о войне на три - четыре фронта - как без полноценной железнодорожной и перебросить армию из Крыма на Камчатку, даже не представляю. С другой стороны, мощная ресурсная и людская база предоставляют анс все это исправить, не зря же Российс империя считается потенциально одним из сильнейших государств в игре. Главное - поначалу не ввязываться в. войны с западноевропейскими странами, откусывая от Османской империи мелкие кусочки и двигаясь в направлении выбранной цели. Какой будет эта цель - захват Константинополя, выход к Индийскому океану через Персию или колонизация Африки? Вы царь - батюшка, вам и решать.

Еще интереснее в сиквеле - Victoria II: А Heart of Darkness. Стратегическая ситуация практически такая же, но искусственный интеллект научился нормально вести войны и не лезет первым делом строго в Крым или Санкт-Петербург. Связавшись с тогдашним мировым лидером, Великобританики, будьте готовы к десантам по всему периметру морской границы. Так и Аляску можно потерять, и Дальний Восток, если вести излишне агрессивную политику. Однако война - не единственное занятие в жизни хозяина земли русской: надо и инфраструктуру улучшать, и заводы строить, и население обучать, и деньги на торговле товарами зарабатывать. Короче, экономику поднимать и страну на первое место по мирным показателям выводить. Тогда и схватка не на жизнь, а на смерть с альянсом великих держав покажется мелким и незначительным эпизодом.

Victoria II: А Heart of Darkness

война, перевернувшая мир

Летом 1914 года в столицах крупнейших европейских держав царила эйфория. Девушки с цветами провожали уходящих на войну солдат и офицеров, надеясь увидеть их дома к зиме. Никто не знал, что вернутся немногие: впереди Старый свет ждали кровопролитные сражения на Западном и Восточном фронтах, миллионы убитых и искалеченных, эпидемия «испанки», разрушение великих империй... На общие грабли наступила и Россия, ввязавшись в войну, к которой была еще не готова. Западные союзники по Антанте отводили восточному гиганту роль неисчерпаемого источника живой силы, который обязан был стянуть на себя часть армий Второго рейха А народ с каждым годом все меньше понимал, ради каких абстрактных целей людей миллионами ведут на убой. Кончилось все печально: вооруженные крестьяне в форме поддержали большевиков, а те развязали в стране Гражданскую войну. Заодно уничтожив династию Романовых почти целиком.

Важнейшие сражения русской армии в те годы полноценно разбирает «Первая мировая»- RTS на движке «Блицкрига». Основной yпop сделан на кампанию 1916 года, в том числе успешные действия против Австро-Венгрии (Брусиловский прорыв и сопутствующие ему сражения). Но и про неудачи (в Восточной Пруссии в 1914 - м или под Ригой в 1917 - м) расскажут немало. Приятно, что каждая единица техники снабжена короткой исторической справкой, даже если она не принимала участия в боях (как «танк» Пороховщикова). Печаль же в том, что выбранный движок наложил свои ограничения, так что о лихих переправах через реки вплавь кавалеристам и пехоте пришлось забыть. Как и о масштабных битвах в стиле «Казаков»в ключевые моменты под наше начало в «Первой мировой» передавали в лучшем случае сотню солдат, тогда как в реальности в бой ходили сотни тысяч. С другой стороны, как бы мы управляли такой оравой в RTS?

Чего не может дать стратегия в реальном времени, то даст глобальная, в Victoria: Revolutions первой великой войне посвящался отдельный сценарий. Легкой в нем судьба России не была: обычно на нее обрушивался либо Парижский, либо Версальский мирный договор. И если Парижский фиксировал победу Германии, по сути, повторяя Брестский мир, то Версальский... Господа союзники, наплевав на обещания, требовали от империи независимости для Польши, Прибалтики и Финляндии. Забыв о том, кто в самые напряженные моменты ценой жизней своих граждан спасал Западный фронт от развала. Добавляла проблем необходимость держать гигантские армии (качество подготовки солдат оставляло желать лучшего) на фронте невероятной длины (кто ж виноват, что у страны такие границы?). Победных стратегий нашлось несколько, и у н их у всех было общее ключевое звено: бить врагов по одному, обороняясь на остальных направлениях. При этом моментально давя восстания и не допуская фатальной для страны революции.

А пока солдаты ходили в рукопашную, в небесах над ними сражались немногочисленные и Российской империи. Однако красиво описать их подвиги в играх пока никто не удосужился. Впрочем, в Rise of Flight - лучшем авиасимуляторе, посвященном тем страшным и одновременно славным временам - засветились несколько самолетов русской сборки.

Восточном фронте...

ПОДНЯТЬ носовые! Тема российского флота в нашем кратком обзоре осталась почти не раскрытой, а ведь Романовы, начиная с Петра 1, сделали немало для его развития. В конце XVI века у страны не было ни выхода к морю, ни современных кораблей, а через столетие русские суда показали свою состоятельность в бою пусть не с Англией, то со Швецией. Справедливости ради признаем, что большинство славных побед пришлись на противостояние с Османской империей. О них и о многих других баталиях рассказывает «Век парусников II» (aka Age of Sail 2). Игре уже больше двенадцати лет, но она все еще остается одним из лучших морских симуляторов. Механика учитывает все до мелочей - от силы и направления ветра до необходимости распределять команду для решения проблем вроде упавшей мачты или сгоревшего паруса. Единственное, чем все это отпугивает, так это сложностью. Но влюбленные во флот до сих пор нет - нет да запустят ее на своем компьютере.

Век парусников II

Если же вы любите альтернативную историю с примесью фэнтези, достаньте из чулана пылящуюся там PlayStation 2 и запустите Shadow Hearts: Соvеnаnt. Ручаюсь, от хитроумных вывертов сценария обязательно зайдет ум за разум. Подпавшая под влияние темного мага Распутина императорская семья, вступившая в ряды борцов со злом принцесса Анастасия Романова и неожиданный поворот, связанный с наследником престола - далеко не полный перечень выдуманного студией Nautilus. Конечно, это «немножко» не та Россия и «немножко» не те Романовы, но посмотреть все равно стоит.

Hearts of lron 2

Наконец, целых два мода к Hearts of lron 2 тоже углубились в альтернативную рассуждая на тему, «а что было бы Романовы вернулись?». В Mod 33 рассказали о нашем мире, где внезапно покушение на Сталина, CCCP сваливается в пучину междоусобиц, а белые возвращаются и устанавливают свою власть. Одна из развилок и приводит к реставрации старой династии, которой приходится восстанавливать страну и бороться с Гитлером. Kaiserreich пошел еще дальше, нарисовав мир, где Германия победила в Первой мировой. Россия унижена и расчленена на части, у руля к 1936 году все еще находится Керенский, но править ему недолго. И вам выбирать, делать из страны левую/правую диктатуру или же попробовать превратить республику в монархию.

Не всем понравится этот факт, но большая часть толковых игр о временах Романовых относятся к жанру стратегий. Понятно, что показать все «прелести» управления огромной страной можно, лишь дав взглянуть на нее «с высоты птичьего полета». Но в трехсотлетней жизни России под управлением последней династии монархов было немало и других интересных моментов. Восстания Разина и Пугачева - чем не фундамент для хорошего экшна? Борьба с задумавшими убить царя бомбиста - ми - вот и полноценный детективный сюжет. Невероятные приключения Миклухо-Маклая в Океании - готовая история для авантюрной RPG. Увы, отечественные разработчики предпочитают склепать еще один плохонький шутер «про Вторую мировую», не выходя за рамки набившей оскомину темы. А огромные тома книг, написанных ведущими учеными, все еще ждут своих героев. Готовых перевернуть первую страницу и рассказать геймерам в увлекательной форме о том, какой же она была: Россия времен Романовых.