ОДНАКО ЕСТЬ СМЫСЛ НАДЕЯТЬСЯ НА ТО, ЧТО В 2014 ВСЕ БУДЕТ КАК ОБЫЧНО. ВСЕ МЫ ЗНАЕМ, ЧТО БОЛЬШИЕ ЕЗ - МЕРОПРИЯТИЯ - САМЫЕ ВАЖНЫЕ И САМЫЕ ШУМНЫЕ ВЕЩИ В ИНДУСТРИИ, НО КОГДА У ТЕБЯ ОТНИМАЮТ ОДНУ ИЗ НИХ, ЯСНО ПОНИМАЕШЬ, НАСКОЛЬКО ЖЕ ИХ У НАС МАЛО.

Яне люблю футбол. В смысле, меня не вдохновляет сама игра, она мне кажется медленной и занудной, и я никогда не понимал, как можно стойко высидеть двухчасовой матч. Но весь контекст, который естественным образом создается вокруг футбола, особенно во время крупных чемпионатов, не может пройти мимо. Это вещь, которая, кажется, объединяет вообще всех людей на планете. Сильный пол, во всяком случае. Во время прошлогоднего Чемпионата Европы ко мне на вокзале подошли перепачканные мужчины в оранжевых робах, которые, по всей видимости, много часов ковырялись где-то под вагонами, и поинтересовались результатами какого-то матча. Когда я им сказал, что за футболом не слежу и счета не знаю, лица у них непроизвольно скривились.

ЕЗ или любые другие выставки и церемонии игровой индустрии не могут приблизиться к такому шуму: они тоже большие и громкие, но в основном для клуба посвященных, пусть и клуб давно уже очень большой. Много раз обсуждалось, почему пресс - туры дешевле и эффективнее дорогих и вроде бы бессмысленных мероприятий, не последняя задача которых - генерировать красивую картинку для общепрофильной прессы. Мыто, конечно, видим в основном чудовищные репортажи по отечественному ТВ, но я считаю, что влияние этого медиашума сильно недооценено.

После эпизода с мужиками в робах я приехал домой и прочитал всякое про футбол. Узнал, какие сборные играют и как там идут дела. А финал я уже смотрел в прямой трансляции с друзьями, ну и меня, в общем, не стошнило. Наверное, посмотрю финал Чемпионата Мира в следующем году. По крайней мере, поинтересуюсь, кто победил.

В цивилизованном мире видеоигры давно стали достойным увлечением, но не до конца стали частью культуры. Той частью культуры, которая прочно вписана в нашу жизнь, а не только в наши гостиные. Европу, помимо футбола, погружает в состояние праздника еще и «Евровидение», в США все ждут «Суперкубок», а весь мир следит за Олимпиадой, «Оскаром», «Грэмми» и рождественскими выпусками своих любимых телешоу. Кино, музыка, спорт - не так уж и важен ваш уровень вовлеченности, важно состояние праздника, в которое вас погружает вся суета вокруг.

Видеоигровой праздник, способный производить схожий эффект, я не смог бы себе представить буквально несколько лет назад. Но в прошлом году я собирался с парой коллег поехать в Берлин на европейский запуск Wii U и купить ее в числе первые. Поездка сорвалась, но когда я ее планировал, этим неожиданно заинтересовалась парочка моих довольно далеких от видеоигр знакомых. Заинтеросовались они на полном серьезе. Они мало играют, знают о видеоиграх немногим больше, чем я о футболе. Никаких приставок у них, конечно, нет, и они искренне считали, что все в мире консоли - это PlayStation с разными порядковыми номерами. Но они совершенно ясно понимали, что запуск новой приставки - это определенно очень круто.

Только вот случается это раз в шесть лет и обставлено относительно скромно. Но представьте себе Фестиваль Видеоигр. Где играют ваши любимые мелодии, где шутят Тим Шейфер и Рон Гилберт, где Миямото руководит оркестром при помощи вимоута, где можно посидеть на траве с мороженым и посмотреть на фейерверк, это все транслируется в 60 стран мира, а вокруг не бегают мимо кабинок уставшие журналисты и не перекрикивают друг друга пафосные трейлеры из колонок. Звучит как сказка, но спортивные состязания, на открытии которых Джеймс Бонд и британская королева летят на вертолете над Лондоном, Роуэн Аткинсон бежит по пляжу среди героев «Огненных колесниц», и все это между перфомансами Джоан Роулинг и Пола Маккартни - это тоже сказка. Я убежден, что такая сказка заставит многих прикоснуться к видеоиграм гораздо скорее, чем самая дорогая и изобретательная реклама.