Виртуальная реальность (VR) в наши дни находится только в зачаточной стадии, даже несмотря на то, что начало ее коммерческой реализации в промышленных масштабах началась в уже далеком 2013-м году, с выходом первых очков виртуальной реальности Oculus Rift DK1, называемй также VR-шлемом Oculus Rift. Несмотря на свою сырость и нехватку контента в то время, эти VR-очки произвели настоящий фурор в индустрии компьютерных развлечений, и, фактически, открыли новое направление развития компьютерных технологий и игр про виртуальную реальность.

Сегодня подобное устройство уже не вызывает того удивления, как на своих истоках. Рынок заполнен сотнями продуктов, которые делят его на две подкатегории - и десктопный VR. В данной статье мы рассмотрим вторую категорию устройств, которые поддерживают систему SteamVR и позволяют получить полный доступ к более чем трем тысячам VR игр одноименного магазина цифровой дистрибуции.

Очки виртуальной реальности HTC Vive

Очки виртуальной реальности HTC VIVE

Корпорация Valve совместно с HTC фактически стандартизировали “компьютерный” VR в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Комплект HTC Vive из самого шлема, двух контроллеров и сенсоров, отслеживающих положение тела и рук пользователя в пространстве позволяет в полной мере ощутить все прелести виртуальной реальности первого поколения. На официальном сайте продукта можно дополнительно приобрести устройство Vive Tracker, которое способно, например, очень точно отслеживать положение ног его владельца в виртуальном мире. На данный момент это самый технически продвинутый шлем, но он также считается и самым дорогим. По состоянию на конец 2018-го года, стандартный комплект из шлема, двух контроллеров и четырех датчиков можно приобрести в официальном магазине за внушительную сумму в 49.990 тысяч рублей. Pro версия с повышенным разрешением и встроенными наушниками обойдется в 65.990 тысяч, причем поставляется данный обновленный экземпляр без контроллеров.

Очки виртуальной реальности Oculus Rift

Очки виртуальной реальности OCULUS RIFT

Первая, и по состоянию на 2018-й год единственная потребительская версия очков виртуальной реальности линейки Oculus Rift, которая с недавних пор принадлежит компании Facebook. По качеству и возможностям не уступает HTC Vive, но для полного трекинга на 360° разработчик рекомендует докупить третий датчик Oculus Sensor за 59 долларов, что, впрочем, необязательно. Oculus Rift CV1 поддерживают всю библиотеку Steam VR, а также имеют свой собственный магазин с эксклюзивными играми. Единственным фактором не в пользу приобретения Oculus Rift является то, что этот шлем не имеет официального дистрибьютора в странах СНГ. Впрочем, приобрести его можно, например, на площадке Amazon, где его стоимость в базовой комплектации (сам шлем Oculus Rift CV1, контроллеры Touch и два сенсора Oculus Sensor) начинается от 350 долларов.

Очки виртуальной реальности WMR

Изначально запланированные как шлемы смешанной, а не виртуальной реальности, продукты Windows Mixed Reality стали достаточно бюджетными аналогами шлемам Oculus Rift и Vive, не лишенные при этом своих собственных плюсов. Вместо сенсоров, которые необходимо располагать по игровой зоне, в Windows Mixed Reality для отслеживания положения тела и рук используются встроенные в шлем датчики и две камеры на его фронтальной стороне. Это делает трекинг немного менее точным, чем у конкурентов, особенно если пользователь во время игры отводит руки за зону покрытия камер, но позволяет экономить пространство игровой зоны, что особенно актуально для тех, у кого компьютер расположен в небольшой комнате. Менее точные датчики, тем не менее, не мешают играть даже в динамичные VR-тайтлы наподобие Pavlov VR, что подтверждается отзывами владельцев этих шлемов. На данный момент WMR шлемы выпускают Samsung, Asus, Acer, Dell, HP и Lenovo. Все модели, кроме шлема от Samsung, находятся в одной ценовой категории и могут быть приобретены начиная от 200 долларов на площадках Ebay и Amazon.

Очки виртуальной реальности PS Move

Очки виртуальной реальности PS MOVE VR

PS Move Service — это утилита, которая позволяет владельцам контроллеров Playstation Move и камер Playstation Eye ощутить все прелести современного VR. Пользователю также понадобится сам VR шлем по типу Google Cardboard (какой-либо специфичной модели не существует, пользователь выбирает на свой вкус) и смартфон. Можно использовать в том числе и автономные VR шлемы, работающие на системе Android. За отслеживание рук отвечают контроллеры PS Move, а за поворот головы на 360° - датчики, встроенные в смартфон. В виртуальном пространстве можно отслеживать и положение тела, но для этого понадобится третий контроллер PS Move, либо самый обычный светодиод, питающийся от батарейки. Имея в наличии данные контроллеры и используя PS Move service, можно самостоятельно собрать не уступающий аналогам комплект за действительно небольшую сумму. Ценой низкой стоимости является необходимость пользователя быть технически подкованным, чтобы заставить комплект работать как надо. Полный набор, не учитывая стоимость шлема, смартфона и возможных трат на переходники и удлинители, обойдется примерно в 9.000 рублей, либо вдвое меньше за б/у комплектующие.

Другие очки виртуальной реальности

Помимо рассмотренных вариантов существуют другие продукты, заслуживающие внимания. Так, китайский стартап AntVR выпускает бюджетный аналог HTC Vive, но в связи с низкой популярностью и малым количеством отзывов покупателей их шлем не был рассмотрен в этой статье. Следует упомянуть продукты мобильного VR и all-in-one VR, которые для полного погружения в десктопный VR, помимо уже рассмотренного PS Move service, могут быть использованы в комбинации с Nolo VR, Leap Motion или контроллерами Razer Hydra. При этом, стоимость Nolo VR в зарубежных магазинах равна стоимости Windows Mixed Reality, что делает этот продукт на данный момент неконкурентоспособным, а Leap Motion и Razer Hydra не позволяют осуществлять полноценный трекинг на 360°.

Стоимость очков виртуальной реальности

Стоимость очков виртуальной реальности

Виртуальная реальность сегодня — по-прежнему дорогое удовольствие. Стоимость некоторых экземпляров может достигать более тысячи долларов, без учета того, что для наилучшего впечатления также потребуется современный, мощный игровой компьютер. Но благодаря работе энтузиастов и их продуктам с открытым исходным кодом, а также заинтересованности в этом рынке крупных компаний, VR становится все доступнее для конечного пользователя. Возможно Google и их технология ARCore сможет привнести в рынок что-то новое с их экспериментальным проектом Daydream 6DoF controllers? Мы узнаем это уже в 2019 году.