С Luigi's Mansion знакомы все двадцать человек в России, игравшие в первую часть на GameCube, но и только. Сиквел заимствует из первой части основы механики и дизайна, но вообще никак, даже чуточку не пересекается с другими играми вселенной Марио. Luigi's Mansion - это приключенческая игра об исследовании особняка с привидениями. Наполовину - квест с решением головоломок и едва ли не пиксельхантингом, наполовину - мультяшный GhostBusters с веселым засасыванием призраков в ранцевый полтергаст.

Удивительно, как много классных игровых ситуаций геймдизайнеры смогли придумать, используя очень ограниченный набор инструментов. У Луиджи есть обычный фонарик (для ослепления призраков), инфракрасный (для выявления невидимых объектов) и пылесос. Все. Базовая механика для боев: фонарик парализует призрака, после этого его можно засасывать. Но вот, например, вылетает на вас привидение в солнечных очках. Что делать? Правильный ответ: сначала стянуть очки пылесосом, потом применить фонарик, а потом уже ловить беззащитного гада.

Бои в Luigi's Mansion, однако, довольно просты и, по моим ощущениям, сильно уступают дракам из первой части. Тогда, на GameCube, даже парочка призраков могла противостоять засасыванию - они помогали друг другу или хотя бы направляли Луиджи на препятствия, чтобы заставить его отключить пылесос. В новой игре по-настоящему опасны только боссы, причем настолько, что с первого (и даже второго) раза вряд ли вы одолеете хотя бы одного. Рядовые призраки, скорее всего, смогут вас пару раз ударить, прежде чем вы поймете, в чем особенность данного конкретного вида (чем защищается, как атакует). Впрочем, правильнее сказать, что все бои в игре - это лишь маленькие (или, в случае боссов, здоровенные) головоломки, которые призваны задержать вас на какое-то время, но, конечно, не остановить.

Luigis Mansion 2

В типичной комнате любого из пяти особняков Luigi's Mansion ваши действия таковы: потрогать каждый интерактивный объект крестиком, обработать пылесосом все, что выглядит засасываемым, просветить инфракрасным фонариком (он называется в игре иначе, но так понятнее) все подозрительные места, сравнить число дверей в помещении с картой и понять, могут ли здесь быть скрытые проходы. Даже если вы и так можете двигаться дальше, стоит проверить, нет ли тут драгоценных камней, золотой косточки или затаившегося призрака - бу, который учитывается в результатах прохождения миссии.

Загадки, как правило, решаются максимально естественно (разумеется, в рамках мультяшной логики). Например, вы видите ведро, которое Луиджи может подсосать пылесосом и таким образом подобрать. Следующий шаг: подставить его под струю воды из протекающего крана. Затем с наполненным ведром можно встать на напольную плиту, в этом случае веса хватит, чтобы активировать механизм. В другом месте следует полить водой росток, который превратится в цветок с ключом внутри бутона. Очень много загадок построено на огне в лучших традициях новой Лары Крофт. Что-то поджечь, пробежаться с импровизированным факелом к цели и уничтожить преграду - этот прием Луиджи не забывает всю игру. Другие задачи решаются в логике страшилок о домах с привидениями: например, сев на унитаз, герой вполне может быть переброшен в тайную часть ванной комнаты. Третьи - практически задачки на физику, когда нужно что-то оттянуть, потом отпустить и ударить по цели. Наконец в определенный момент Луиджи находит Тоада, о котором надо заботиться, доводя его до безопасного места. Эти сцены сами разработчики сравнивают с приключениями Линка и Зельды, что, конечно, вызывает улыбку. Дескать, каков герой, такова и принцесса.

Luigis Mansion 2

Особенность именно портативной Luigi's Mansion - строгое деление на короткие (минут на 15-25) миссии, в конце каждой из которых герой возвращается на базу, в лабораторию профессора (Галкина в русской версии). Это выглядит немного искусственным, потому что хочется - то пройти особняк целиком, а тут выдергивают каждый раз на самом интересном месте и обычно ни за чем (изредка Галкин дает какое-то новое оборудование). Но такое деление оптимально для прохождения в транспорте, особенно - в японских метро - электричках. Все-таки, Luigi's Mansion - игра портативная, и пробегать ее дома, и большими порциями неправильно. В идеале ее должно хватить где-то на месяц поездок, а то и больше. Пройдя Luigi's Mansion 2 до конца, вы непременно захотите собрать все драгоценные камни и поймать всех бу, открыв секретные уровни.

Другое нововведение сиквела - режим мультиплеера, открывающийся после прохождения четвертой миссии. Его суть в том, что четыре разноцветных Луиджи покоряют башню с привидениями (высота в 5, 10, 25 этажей настраивается при создании новой партии) вместе. В одном из режимов они ловят полтерпсов, в другом просто всех призраков подряд, в третьем - на скорость открывают проход на следующий этап. Все коммуникации с друзьями сводятся к стандартным «на помощь!» и «спасибо» (плюс еще две бесполезные реплики). Реально они нужны тогда, когда попадаешь в ловушку. Например, вам на голову нацепляется кувшин, не дающий атаковать врага. В этот момент остается только убегать от призрака, звать на помощь, а когда другой Луиджи стянет кувшин с головы пылесосом - обязательно поблагодарить его. Нельзя сказать, что все это развлечение чертовски гениально само по себе, но как дополнение к основному режиму - прекрасно.

Luigis Mansion 2

Как ни странно, проще всего сравнивать Luigi's Mansion с сериалом Advance Wars. Последний показал, как можно классно сделать настоящую, глубокую, самобытную стратегию в формате очень простой портативной игры. Luigi's Mansion сделал то же самое с жанром adventure. И если Advance Wars принципиально важна именно двухмерная, спрайтовая графика, то Luigi's Mansion 2 не обойтись без ЗИ - эффекта. Ведь камера на всех уровнях подвешена сбоку, и для определения глубины весьма удобно включать стереоскопический эффект. С ним и картинка выглядит очень выразительна, и от призраков уворачиваться куда проще. По сути, у игры есть только одна существенная проблема: это сиквел, и его трудно хвалить за то, что он изобрел все это великолепие. Просто продолжил и развил то, что было уже придумано на GameCube, причем отдельными кадрами игры вообще сложно отличить друг от друга.

Под конец хочется обратить внимание на великолепный русский перевод, который, очевидно, выполнили люди, адаптировавшие для нас Nintendo Land. Непростую игру слов и фирменный (и очень странный) юмор наверняка было нелегко передать на языке Пушкина, но локализаторам это удалось. Честное слово, проходя Luigi's Mansion 2, я впервые ощутил, что Nintendo (несмотря на все сложности) пришла в Россию, и это прекрасно.

МАГИЯ NINTENDO

Luigis Mansion 2

Очень многие игры пытаются оцифровывать действительность и в прямом (motion capture!), и в переносном смысле (современные сюжеты и др). Даже фантастика и фэнтези - все равно продолжение действительности или в будущем, или в альтернативном прошлом. A Nintendo конструирует выдуманную действительность. Делает игры, в которых нет ничего, кроме игр. Даже если там есть дома, люди и пылесосы - это не наши дома, люди и пылесосы, а сущности, названия которых случайно созвучны тем, что мы знаем. Ну вот как в физике есть странные и очарованные кварки, но они на самом деле не странные и не очарованные. Поэтому игры Nintendo нельзя, например, критиковать за сюжет или персонажей, потому что там нет ни сюжета, ни персонажей в обычном понимании. Их сложно описывать. Но еще их совершенно невозможно копировать. Вот есть, например, Call of Duty. Приходит ЕА, делает Battlefield. А повторить успех Mario не удалось даже Юдзи Наке. То есть сделать игру, где герой прыгает по платформам, несложно. А повторить успех даже на десять процентов - не удается. Luigi's Mansion - не платформер, не игра цикла Super Mario Bros., в ней нет Марио. Но это, как и Pikmin или The Legend of Zelda, игра из реальности Nintendo. Я, честно говоря, никогда не употреблял психотропных веществ, но есть подозрение, что игры Nintendo - они как грибы. Чтобы понять, надо банально взять и попробовать. А попробовав - уже сложно отказаться. Хотя, конечно, бабушки у подъезда будут шептаться«слышь, Марьванна, вот опять пошел этот, В МАРИО ИГРАЕТ».